Мызникова Л.А. Что такое СДВГ ?

Синдром дефицита внимания и/или гиперактивности (СДВГ) — неврологическо-поведенческое расстройство развития, которое возникает в детском возрасте. При данном расстройстве нарушается функционирование центральной нервной системы, которое приводит к трудностям с концентрацией и поддержанием внимания, нарушениям памяти и способности к обучению, а также сложностям в обработке информации. Актуальность проблемы связана с высокой частотой этого синдрома в педиатрии (2,2-18 %).

Мифы о СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)

  • Это не заболевание, а неправильное воспитание. 
    Это миф, что пару поведенческих приемов может исправить СДВГ, лечение этого синдрома это комплексная система, в том числе и медикаментозное лечение (нужно оно или нет, определяет детский невролог). Либо у ребенка не СДВГ.
  • На западе такого заболевания (синдрома) нет, т.е. такой диагноз не ставят. 
    DSM-4 и DSM-5, это западный вариант классификации болезней, там симптоматика СДВГ прописывается, да, что-то меняется, что-то убирается, что-то добавляется, т.к. научные открытие, медицина, психология не стоят на месте и постоянно ведутся новые исследования.
  • Можно вылечить без таблеток.  
    Если легкий вариант СДВГ, то можно его скорректировать поведенческими и воспитательными приемами, но, на самом деле, с легкими вариантами мало кто обращается. Если врач считает, что будет полезным пропить медикаментозный курс, то стоит к нему прислушаться. 
  • Таблетки делают только хуже. 
    Если ребенку действительно становится хуже, то про это а) нужно сказать своему лечащему врачу и скорректировать лечение б) получить консультацию у другого врача. Нужно понимать, что хуже делают какие-то конкретные таблетки, возможно, это неправильно подобранное лечение. 
  • С возрастом ребенка само все пройдет. 
    Гиперактивность, возможно, и пройдет, а вот импульсивность, сложности с самоконтролем, сложности с концентрацией внимания никуда не денутся, и могут только усугубиться. 
  • Таких детей нужно учить в специализированных школах. 
    Если помогать, поддерживать ребенка, если адаптировать под него учебный процесс, то такие дети могут вполне успешно учиться в общеобразовательных школах. 
  • СДВГ можно лечить гомеопатией, остеопатией, китайской народной медициной, отсутствием сахара в рационе пищи и пр. 
    Научно подтвержденных данных, что все эти методы помогают, нет. Мало того, исследования проводились, например, на гомеопатии и есть результат, что эффекта от гомеопатии нет. 
  • Обязательно нужно ходить к психологу (водить ребенка к психологу). 
    Нет, не обязательно. Психолог может помочь, но это не панацея. Есть семьи, которые успешно справляются без помощи психологов. 
  • С такими детьми нужно быть строгим, жестким, их «строить», а то совсем от рук отобьются и сядут на шею. 
    Любому ребенку от родителей нужна любовь, поддержка и принятие их такими как они есть. Для ребенка с СДВГ, которого и так со всех сторон дергают, это еще более важно, чтоб дома была принимающая и любящая атмосфера. 

ДЕСЯТЬ НЕМЕДИКАМЕНТОЗНЫХ СПОСОБОВ ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ С СДВГ 

  • Удалите отвлекающие факторы 
    Шумные коридоры, отсутствие тишины в помещении для занятий и звуки с улицы могут отвлекать внимание ребёнка. Поэтому так важна правильная спокойная обстановка во время занятий. Вы можете предложить ребёнку с СДВГ мобильные перегородки на стол парты, беруши, световой фильтр в виде очков. Это снизит восприимчивость к внешним раздражителям. Также эффективным средством остаются надувные балансировочные диски для сидения, которые снижают и скрип стульев при движениях сидящего на них ученика.
  • Постоянно тренируйте чувство равновесия 
    Главное слово при тренировках равновесия – ПОСТОЯННО. Сферы концентрации внимания и равновесия настолько тесно связаны, что неуклонно появляются всё новые и новые приспособления, чтобы ребёнок мог заниматься и одновременно удерживать баланс тела в изменчивой среде. Используйте всевозможные способы для развития навыков равновесия. Это необязательно должны быть сложные тарзанки или полосы препятствий в игровых центрах или на площадках. Тем более что наилучший период для занятий на равновесие – это время непосредственно перед уроком. Есть немало средств для тренировки равновесия в домашних условиях, среди которых и те, которые используются во время занятий за столом. Большой фитнес мяч, батут, балансировочная доска, надувная балансировочная полусфера, растяжка на ножки стола для балансировки ног во время сидения.
  • Постоянно тренируйте совместную координацию рук и глаз 
    Подбрасывать и ловить, но не мяч, а лёгкий шарф (!) Это намного легче для ребёнка, однако терапевтический эффект остаётся выраженным. Всего лишь 5 минут перед любыми занятиями, требующими концентрации внимания, и вы удивитесь положительному результату!
  • Правильное расположение стола и осанка 
    То, как расположено сидение стула, и какова осанка ребёнка во время занятий, играет не последнюю роль в готовности его организма к усилиям по фокусировки внимания. Используйте наклонное сидение стула, или специальную подставку на сидение – с воздухом внутри. Это приводит ребёнка в состояние повышенного внимания из-за активного наклона к столу и над ним. Также эффективным способом для длительного чтения может стать кресло-мешок, которое мягко работает с проприоцептивной чувствительностью, предоставляя ребёнку полную информацию о положении его тела, тем самым убирая внешние раздражители (от непонимания «где я», которое часто испытывают дети с СДВГ или РАС).
  • Утяжелители и давление 
    Воздействие тяжестью на сенсорную систему приводит к уменьшению реакции на внешние раздражители и высвобождает силы для фокусировки внимания. К вашим услугам жилеты и пояса с утяжелителями, а также утяжелённая подушка на колени.
  • Перерывы в занятиях на сенсорную активность 
    Не просто перемены, непонятно, чем заполненные, когда ребёнок либо бесцельно бегал, либо оставался сидеть за столом или партой. Заполните перерывы в занятиях активностью с разным сенсорным воздействием. Это могут быть игры с сенсорными коробками, в песке, с водой, с сумочкой, где собраны любимые сенсорные игрушки ребёнка (чётки, солдатики, коробочки). Или отвлечение с максимальной пользой для крупной моторики – детский спортивный уголок, гамак или кресло-мешок в качестве мата для валяния. Такие перерывы освежают способности ребёнка к фокусировке внимания.
  • Вибрация 
    Любой вибрационный массаж, или упражнения с самостоятельной вибрацией для детей постарше. Это будит внимание, тонизирует тело и улучшает концентрацию в ближайший последующий период.
  • Жевание 
    Жевание жвачки, если ребёнок умеет не проглатывать её. Или использование подручных средств, которые можно сосать, жевать, кусать. Или специальные девайсы сродни прорезывателю зубов для малышей. Любая возможность жевать для ребёнка с СДВГ может быть опробована как способ сконцентрировать внимание. И порой просто удивительно, как меняется способность ребёнка к концентрации на задаче только потому, что ему разрешили жевать во время занятия.
  • Займите руки, в том числе чаще рисуйте 
    Как бы вам не претила мысль об отмывании всего и вся от красок и фломастеров, лишать ребёнка возможности рисовать нельзя. Тем самым вы перекрываете ему путь и к улучшению способности сосредотачивать внимания. Также к вашим услугам мелкие девайсы для занятых рук – чётки, резинки, губки, пластилин – в общем, всё что перебирается, мнётся, закручивается, растягивается и легко трансформируется прочими способами.
  • Глубокое дыхание
  • К вашим услугам мыльные пузыри всех форматов и любые духовые инструменты – от свистка и дудочки до губной гармошки. Для уверенности в прогрессе в развитии вашего ребёнка, хотим напомнить, что УМЕНИЕ СОСРЕДОТАЧИВАТЬСЯ – это способность, КОТОРОЙ МОЖНО НАУЧИТЬСЯ. Достаточно вроде бы небольших, но ежедневных шагов для тренировки по концентрации внимания, и ваш ребёнок будет демонстрировать явные успехи в течение длительного времени. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Серикова О.С. Конспект коррекционно-развивающего занятия по программе “Развитие познавательных функций с помощью игровых занятий”.Серикова О.С. Конспект коррекционно-развивающего занятия по программе “Развитие познавательных функций с помощью игровых занятий”.

По программе «Развитие познавательных функций с помощью игровых занятий» я занимаюсь с детьми 10 лет и понимаю как важны первые встречи с родителями и ребёнком. На которых, из рассказа родителей

Серикова О.С. Конспект психологического занятия “Зима. Признаки зимы. Снежинки”.Серикова О.С. Конспект психологического занятия “Зима. Признаки зимы. Снежинки”.

Тема занятия: Зима. Признаки зимы. Снежинки. Цель: Гармонизации развития личности. Задачи: развитие мелкой моторики; знакомство с предметами и явлениями окружающего мира, развитие творческого воображения, коррекция регуляторных компонентов поведения; снятие эмоционального