Степанова М.В. Лэпбук для отработки произношения звука Р на этапе автоматизации. Пособие для ленивых логопедов. Игры для самостоятельных детей.

В современном ДОУ в настоящее время в условиях всеобщей компьютеризации всех и всего, мы стали забывать о такой важной составляющей развития ребенка, как сенсорная сфера. Что приятнее нажимать на кнопки смартфона или листать страницы книги с интересными заданиями, перемещать буквы на экране или тактильно ощущать эти буквы в ладони. При создании лэпбука я, прежде всего, хотела разнообразить как свою игровую картотеку, состоящую преимущественно из компьютерных игр, так и дать возможность детям самостоятельно заниматься. Как правило, работа по автоматизации звуков в речи идет под руководством логопеда, работа с лэпбуком предполагает полное отсутствие взрослого рядом или минимальную помощь логопеда. Конечно, это становится возможным только при проведении огромной предварительной работы.

 Во-первых, звук должен быть поставлен.

Во-вторых, работать самостоятельно с лэпбуком могут только читающие дети, нечитающим помогает логопед, воспитатель.

Лэпбук создан для детей подготовительной группы, предназначен для индивидуальной работы или работы в малых подгруппах.

Цель: автоматизация звука Р.

Задачи:

Коррекционные:

-закреплять произношение звука Р изолированно, в слогах, слова, фразе

– активизировать словарный запас

– закреплять навыки звукового анализа

-развивать умение строить развернутое сложное предложение

-развивать речевого дыхания

Развивающие:

-развивать произвольное внимание

-развивать логическое мышление

-развивать связную речь.

Образовательные:

-закреплять знания по различным лексическим темам (одежда, овощи, фрукты, времена года и т.д.)

Воспитательные:

-воспитывать умение работать с книгой

-воспитывать умение работать самостоятельно

-воспитывать интерес к родному языку

Принципы:

Принцип использования ведущего вида деятельности.

На обложке лэпбука первая инструкция для ребенка «Открывай и играй». Все задания, начиная с часто непонятного для детей артикуляционного профиля звука, оформлены в виде игры или игрового задания.

Принцип наглядности.

Все иллюстрации в лэпбуке яркие, красочные, не мелкие. Артикуляционная гимнастика также представлена в картинках.

Принцип включенности всех анализаторов.

В лэпбуке все можно потрогать, достать, отстегнуть.

Принцип доступности.

Инструкции для детей короткие и понятные, материал доступен для понимания детей.

Принцип от простого к сложному.

 Материал расположен с постепенным усложнением речевого материала . Автоматизация звука идет от изолированного произношения, произношения в словах, фразах. Уделяется внимание звуковому анализу.

Принцип практичности.

 Так как лэпбук находится в игровой комнате в речевом уголке, и предполагается, что дети могут брать его в любое свободное время, при  изготовлении большое внимание уделялось оформлению и материалам. Так каждая страница, все карточки и картинки заламинированы, буквы выполнены 3д – ручкой из пластика, все конверты пластиковые. Все сделано так, чтоб лэпбук прослужил как можно дольше.

Содержание.

На первой странице указана основная цель лэпбука – отработка произношения звука Р на этапе автоматизации.  Пособие для ленивых логопедов, игры для самостоятельных детей.

Вторая  страница представляет собой схему артикуляционного профиля звука Р. Для ребенка предлагается поиграть с язычком, который сделан из ткани. Просунув в него палец, пошевелить им так, как работает язык при произнесении звука Р.

Третья страница. Ребенку предлагается закрыть глаза и определить в первом мешочке из каких материалов (картон, кожа, мех) сделана буква Р, а во втором мешочке найти букву Р из ряда других пластиковых букв на ощупь.

Четвертая страница отдыха с забавным стихотворением на автоматизацию Р. Стих подобран так, чтобы дети самостоятельно смогли его прочитать.

Следущая пятая страница – это путешествие тигренка. Ему нужна помощь, надо отвести его в джунгли. Ребенок ведет пальцем по дорожке, произнося изолированно звук Р, как можно дольше. Тигренок перемещается по дорожке и в конце попадает в джунгли.

Шестая страница – также посвящена изолированному длительному произношению звука Р. Только игровое задание меняется. Необходимо собрать трактор из деталей, прикрепив его правильно на липучки, и только после этого отправить его по дорожке в гараж.

Седьмая страница артикуляционная гимнастика в виде игры. Ребенку надо покрутить стрелочку и, таким образом выбрать свое упражнение. Для воспитателя рядом в конвертике есть подробное описание упражнений.

Восьмая страница посвящена определению твердости и мягкости звука. Игровая задача – разложить овощи, фрукты в корзину, если в названии слышен твердый звук Р, и в рюкзак, если слышен мягкий звук Рь.

На Странице №9 надо нарядить куклу только теми предметами одежды, в названии которых есть звук Р. Эта любимая игра всех девочек, только последнее время она плотно перекочевала из бумажного варианта в компьютерный.

С десятой по тринадцатую страницу ребенку предлагается сочинять историю, но не просто по картинкам, а с выбором из трех. История сама сложится, нужно только выбрать наугад из конвертика ответ на вопрос. Всю историю дети раскладывают перед собой на столе, а для усложнения, можно предложить пересказать ее, вспомнив все детали с самого начала.

Четырнадцатая и пятнадцатая  страница – это прятки. Задание известное: придумать окончание чистоговорки. А потом можно приоткрыв шторку, посмотреть угадал ли ребенок или придумал свой вариант.

Последняя игровая страница № 16 предлагает детям провести жирафика в гости к барашку, выбирая дорожку с картинками со звуком Р.

На семнадцатой странице ребенку предлагается выбрать себе награду наклейку за выполненную работу.

Опыт работы с лэпбуком показал, что такие книги способны надолго завлечь детей, а логопеду решать вопросы автоматизации звуков в интересной игровой форме.

В будущем предполагается изготовить серию лэпбуков на автоматизацию всех проблемных звуков, на формирование грамматически правильной речи.

Учитель-логопед МКДОУ “Болоховский детский сад “Улыбка” МО Киреевский район: Степанова М.В.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Аксёнова О.Н. Выступление на родительском собрании. Дети у власти. Кто такое допустил?Аксёнова О.Н. Выступление на родительском собрании. Дети у власти. Кто такое допустил?

Цель: совместно с родителями определить способы воспитания, воздействия на детей. Задачи: –  создание доброжелательной атмосферы в коллективе родителей, установление с родителями эмоционального контакта; –    обмен мнениями по теме выступления; –