В современном ДОУ в настоящее время в условиях всеобщей компьютеризации всех и всего, мы стали забывать о такой важной составляющей развития ребенка, как сенсорная сфера. Что приятнее нажимать на кнопки смартфона или листать страницы книги с интересными заданиями, перемещать буквы на экране или тактильно ощущать эти буквы в ладони. При создании лэпбука я, прежде всего, хотела разнообразить как свою игровую картотеку, состоящую преимущественно из компьютерных игр, так и дать возможность детям самостоятельно заниматься. Как правило, работа по автоматизации звуков в речи идет под руководством логопеда, работа с лэпбуком предполагает полное отсутствие взрослого рядом или минимальную помощь логопеда. Конечно, это становится возможным только при проведении огромной предварительной работы.
Во-первых, звук должен быть поставлен.
Во-вторых, работать самостоятельно с лэпбуком могут только читающие дети, нечитающим помогает логопед, воспитатель.
Лэпбук создан для детей подготовительной группы, предназначен для индивидуальной работы или работы в малых подгруппах.
Цель: автоматизация звука Р.
Задачи:
Коррекционные:
-закреплять произношение звука Р изолированно, в слогах, слова, фразе
– активизировать словарный запас
– закреплять навыки звукового анализа
-развивать умение строить развернутое сложное предложение
-развивать речевого дыхания
Развивающие:
-развивать произвольное внимание
-развивать логическое мышление
-развивать связную речь.
Образовательные:
-закреплять знания по различным лексическим темам (одежда, овощи, фрукты, времена года и т.д.)
Воспитательные:
-воспитывать умение работать с книгой
-воспитывать умение работать самостоятельно
-воспитывать интерес к родному языку
Принципы:
Принцип использования ведущего вида деятельности.
На обложке лэпбука первая инструкция для ребенка «Открывай и играй». Все задания, начиная с часто непонятного для детей артикуляционного профиля звука, оформлены в виде игры или игрового задания.
Принцип наглядности.
Все иллюстрации в лэпбуке яркие, красочные, не мелкие. Артикуляционная гимнастика также представлена в картинках.
Принцип включенности всех анализаторов.
В лэпбуке все можно потрогать, достать, отстегнуть.
Принцип доступности.
Инструкции для детей короткие и понятные, материал доступен для понимания детей.
Принцип от простого к сложному.
Материал расположен с постепенным усложнением речевого материала . Автоматизация звука идет от изолированного произношения, произношения в словах, фразах. Уделяется внимание звуковому анализу.
Принцип практичности.
Так как лэпбук находится в игровой комнате в речевом уголке, и предполагается, что дети могут брать его в любое свободное время, при изготовлении большое внимание уделялось оформлению и материалам. Так каждая страница, все карточки и картинки заламинированы, буквы выполнены 3д – ручкой из пластика, все конверты пластиковые. Все сделано так, чтоб лэпбук прослужил как можно дольше.
Содержание.
На первой странице указана основная цель лэпбука – отработка произношения звука Р на этапе автоматизации. Пособие для ленивых логопедов, игры для самостоятельных детей.
Вторая страница представляет собой схему артикуляционного профиля звука Р. Для ребенка предлагается поиграть с язычком, который сделан из ткани. Просунув в него палец, пошевелить им так, как работает язык при произнесении звука Р.
Третья страница. Ребенку предлагается закрыть глаза и определить в первом мешочке из каких материалов (картон, кожа, мех) сделана буква Р, а во втором мешочке найти букву Р из ряда других пластиковых букв на ощупь.
Четвертая страница отдыха с забавным стихотворением на автоматизацию Р. Стих подобран так, чтобы дети самостоятельно смогли его прочитать.
Следущая пятая страница – это путешествие тигренка. Ему нужна помощь, надо отвести его в джунгли. Ребенок ведет пальцем по дорожке, произнося изолированно звук Р, как можно дольше. Тигренок перемещается по дорожке и в конце попадает в джунгли.
Шестая страница – также посвящена изолированному длительному произношению звука Р. Только игровое задание меняется. Необходимо собрать трактор из деталей, прикрепив его правильно на липучки, и только после этого отправить его по дорожке в гараж.
Седьмая страница артикуляционная гимнастика в виде игры. Ребенку надо покрутить стрелочку и, таким образом выбрать свое упражнение. Для воспитателя рядом в конвертике есть подробное описание упражнений.
Восьмая страница посвящена определению твердости и мягкости звука. Игровая задача – разложить овощи, фрукты в корзину, если в названии слышен твердый звук Р, и в рюкзак, если слышен мягкий звук Рь.
На Странице №9 надо нарядить куклу только теми предметами одежды, в названии которых есть звук Р. Эта любимая игра всех девочек, только последнее время она плотно перекочевала из бумажного варианта в компьютерный.
С десятой по тринадцатую страницу ребенку предлагается сочинять историю, но не просто по картинкам, а с выбором из трех. История сама сложится, нужно только выбрать наугад из конвертика ответ на вопрос. Всю историю дети раскладывают перед собой на столе, а для усложнения, можно предложить пересказать ее, вспомнив все детали с самого начала.
Четырнадцатая и пятнадцатая страница – это прятки. Задание известное: придумать окончание чистоговорки. А потом можно приоткрыв шторку, посмотреть угадал ли ребенок или придумал свой вариант.
Последняя игровая страница № 16 предлагает детям провести жирафика в гости к барашку, выбирая дорожку с картинками со звуком Р.
На семнадцатой странице ребенку предлагается выбрать себе награду наклейку за выполненную работу.
Опыт работы с лэпбуком показал, что такие книги способны надолго завлечь детей, а логопеду решать вопросы автоматизации звуков в интересной игровой форме.
В будущем предполагается изготовить серию лэпбуков на автоматизацию всех проблемных звуков, на формирование грамматически правильной речи.
Учитель-логопед МКДОУ “Болоховский детский сад “Улыбка” МО Киреевский район: Степанова М.В.