На консультации  у логопеда

Родитель. Почему некоторые дети испытывают трудности в овладении правильным звукопроизношением? 

Логопед. Причин в отклонениях речевого развития много. И если у вашего ребенка нет нарушений центральной нервной системы и дефектов артикуляционного аппарата  / зубов, языка, неба, губ /, то речевая патология может возникнуть в результате  педагогической запущенности и неправильного воспитания речи ребенка в семье, когда взрослые не обращают внимание на звукопроизношение ребенка, не поправляют его ощибки, не дают образец четкого и правильного произношения. 

При контакте с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, искажать слова, употреблять вместо общепринятых слов усеченные или звукоподражания / «бибика», «Ляля хочет бай-бай» и др./.  Это тормозит усвоение звуков, задерживает своевременное освоение словарного запаса. Отрицательно сказывается  на речи малыша частое употребление взрослыми уменьшительно-ласкательных слов и фраз, недоступных для его понимания или сложных в звуко-слоговом отношении. 

Также нарушения речи могут быть вызваны ухудшением слуха вообще или неумением различать звуки, в частности, двуязычием в семье, постоянным общением с людьми, имеющими искаженное звукопроизношение. 




Родитель. Моему ребенку 3 года. Он не проговаривает звуки «с», «з», «ц», «р», «л». Нужно ли мне обращаться к специалисту. 

Логопед. Это вопрос внимательного и неравнодушного родителя. Да. Вы можете получить консультативную помощь. Логопед определит, когда нужно начинать занятия по постановке звуков. Не надо требовать правильного произношения в этот период жизни малыша, когда речевой аппарат еще не готов к воспроизведению определенных звуков. К 4-5 годам многие дети овладевают звукопроизношением. Но этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. 

Однако, силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей развития у некоторых детей несовершенства произношения   не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта. Установлено, что после 5 лет нарушения звукопроизношения у детей считается патологией. Необходимо вовремя обнаружить недостатки, их причину и своевременно принять меры по их исправлению, пока они не превратились в стойкий сложный дефект, который позже исправить гораздо сложнее. 




Родитель. Сыну трудно учиться. В письменных работах очень много глупых ошибок, он медленно читает, пропускает слоги, путает буквы, не дописывает окончания, хотя звуки проговаривает правильно. Как быть? 

Логопед. Речевые нарушения, встречающиеся у детей 6 лет, являются серьезным препятствием в овладении ими на начальных этапах обучения письмом и чтением, а на более поздних –  в усвоении грамматики родного языка и программ гуманитарного цикла. 

Очень много детей, у которых звукопроизношение оказывается сохранным, но они испытывают трудности в овладении письменной речью. Частичные расстройства процессов письма называют дисграфией, основными признаками которой являются специфические ошибки, не связанные с применением орфографических правил. 

Некоторые учителя и родители считают дисграфические ошибки нелепыми, вызванными личностными качествами учеников: неумением слушать объяснение учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе и т.п. На самом деле в основе подобных ошибок лежат более серьезные причины: несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи. 

1.     Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия: 


2.     Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи: 


При отсутствии логопедического воздействия дисграфические ошибки сохраняются на письме школьников и в несколько измененном виде, т.к. дисграфия к тому времени осложняется дисорфографией. 




Родитель. Много ли времени требуется для исправления недостатков письма и чтения? 

Логопед. Процесс коррекции длится примерно до 2 лет, в зависимости от степени нарушения. При этом требуются постоянные систематические занятия. И если ребенок и родители подходят к ним ответственно, результаты будут положительными. Исправление недостатков отнимает у ребенка много времени и сил. Поэтому легче и целесообразно предупреждать нарушения, чем преодолевать. 

Каждый родитель мечтает о том, чтобы  его ребенок добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру, состоялся как личность,  чувствовал себя в обществе свободно и уверено.  Чтобы  ваши мечты стали реальностью,  научите вашего ребенка говорить. Учась говорить, он учится думать. Речь и мышление взаимосвязаны и являются основой познавательного процесса обучения. Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребенка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни. 

Дефекты в речи  влекут за собой вторичные и третичные нарушения, такие как: общее недоразвитие речи;


Основной задачей учителя-логопеда является  создание такой речевой базы, которая позволит в дальнейшем развиваться речи спонтанно и сложиться в систему, что поможет ребёнку успешно осваивать курс гуманитарных наук.    

При правильной организации и проведении коррекционной работы учитель – логопед помогает детям справиться с имеющимися у них нарушениями речи. 

На вопросы родителей отвечала учитель – логопед Шашаева