В последнее время, придя на консультацию к логопеду, очень часто родители одинаково описывают свои жалобы, что активный словарь их ребенка состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. При этом широко используют указательные жесты, мимику. Дети пользуются одним и тем же звуковым комплексом для обозначения предметов, действий, качеств,  обозначая разницу значений интонацией, мимикой, жестами. Лепетные образования в зависимости от ситуации можно расценить как  однословные предложения.

Все это характерно для неговорящих, безречевых детей.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и эмоционально – волевой сферы. Отличается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.Тяжелое недоразвитие речи приводит к нарушениям поведения, психической активности, следовательно, вызывает нарушение социализации ребенка.

Для  нормального  становления  речевой  деятельности  необходимы

определѐнные условия психического развития. Прежде всего, необходимо,

чтобы у ребѐнка:

• Достигли определѐнной степени зрелости различные структуры головного

мозга;

• Правильно и координированно работали голосовая и дыхательная системы,

органы артикуляции;

• Были достаточно развиты слух и зрение, двигательные навыки, эмоции;

• Формировалась потребность в общении.

Овладение речевой деятельностью предполагает:

·        способность говорить;

·        способность понимать сказанное.

Группа неговорящих детей неоднородна, однако для всех характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности.

Уважаемые родители! Бабушки и дедушки! Если вы хотите обучить ребенка какому-либо действию, выполняйте его сами на глазах у ребенка. Помните, ведь подражание – одно из основных средств воспитания и обучения.

Приведу несколько способов стимуляции речевой активности.

У каждого ребенка должен быть свой «Логопедический альбом» или «Книжка-малышка». Изготовьте его совместно с ребенком (используйте для этого толстую тетрадь и красочно его оформите). Этот альбом станет формой взаимодействия «логопед-ребенок-семья».

В альбоме логопед описывает краткое содержание занятия, помещает необходимый текстовый и картинный материал. Выполняя домашнее задание, важно, чтобы картинки подбирались и вырезались совместно с ребенком. Это создаст эмоциональный настрой на дальнейшие занятия.

В книжке –малышке на первой странице поместите фотографию ребенка и можно сделать надпись, например: «Алешкина книжка». В эту же книжку можно наклеить фотографии ребенка, запечатленные в момент выполнения различных действий: Алеша умывается, кушает, плачет и т.д. Попросите ребенка найти в книжке нужное действии и выполнить его. Сопровождайте просмотр иллюстрации эмоциональным комментарием: «Что ты делаешь? Ты сидишь?» и т.д.

«А у нас порядок».

Не ограничивайте ребенка от домашних дел, давайте ему посильные поручения, комментируйте все ваши действия.

Например: приучайте ребенка убирать игрушки не просто на полку, а раскладывайте их по цветным коробочкам соответственно цвету или сортируйте в отдельную коробочку животных, в другую – посуду и т.д. Поначалу помогайте в процессе сортировки и сопровождайте речевым комментарием: «В эту коробку сложим машинки, а в эту – кубики». Поощряйте ребенка во всех даже самых маленьких успехах.

Привлекайте ребенка к работе по дому, сопровождайте свои действия комментарием.  Закладывая белье в стиральную машину, попросите ребенка подать ту или иную вещь. По возможности – готовьте совместно пищу: позвольте расставить ребенку посуду, помыть фрукты и т.д. обращайте внимание ребенка на запахи при приготовлении пищи, а в следующий раз попросите угадать продукт по запаху или на вкус, тем самым вы пополните словарный запас признаков (кислый, сладкий и т.д.).

Неговорящие дети часто не могут планировать, контролировать свою деятельность. На невербальном материале (с помощью картин) научите ребенка планированию. Например, перед походом на прогулку составьте наглядный план, для этого используйте старые журналы и газеты, найдите и вырежьте те действия, которые вы запланировали. Разложите их последовательно, проговорите все действия, а после прогулки предложите ребенку снова разложить картинки в нужной последовательности.

Немаловажное значение имеют «игры-поручения», которые способствуют пониманию предложенных простых и многоступенчатых инструкции. Поручайте ребенку «важные дела», это те действия, которые он сам может выполнить, при этом давайте четкие инструкции. Например: «Унеси книжку в свою комнату» – это простая инструкция, а вот многоступенчатая: «Унеси книжку в свою комнату и положи ее на полку рядом с другими книгами» и т.д. когда ребенок выполнит поручение, объясните, что хорошего в том, что он сделал.

Для развития слухового внимания, иногда родители могут давать поручения шепотом, играя в разведчиков.

·        Стимулируйте ребенка к произнесению простых слов и не требуйте повторения сложных. Поощряйте любое проявление речевой активности, при этом демонстрируйте верный образец речи.

·        Не удовлетворяйте все потребности ребенка, не дожидаясь какого-либо проявления просьбы. Дайте хотя бы одним звуком выразить его.

·        Если ребенок выразил свои желания жестом, мимикой, обязательно проговорите его. Это малая часть игр и способов стимуляции речевой деятельности. Творите, воображайте, придумывайте и ваш ребенок обязательно вас порадует.