Мызникова Л.А. В помощь родителю, воспитывающему ребёнка с задержкой психоречевого развития.

Диагноз «Задержка  психоречевого развития» (ЗПРР) не так страшен, когда знаешь пути решения этой проблемы.

        Так что такое ЗПРР? Каковы причины? И как помочь ребенку? На эти вопросы постараюсь ответить.

         Развитие головного мозга запрограммировано генетически и продолжается в течение многих лет после рождения: в определенной последовательности созревают разные  структуры мозга и формируются специфические свойства отдельных мозговых систем. Созревание систем  мозга связано с влиянием внешней среды и в значительной степени зависит от  поступающей в мозг информации.

 Чем отличаются дети с ЗПРР от нормально развивающихся сверстников?

        У большинства детей с ЗПРР развитие мозговых структур и связей между ними отстает от возрастной нормы, от физиологических характеристик детей того же возраста; у детей наблюдается недоразвитие высших психических функций, а следовательно, и недоразвитие речи. У детей с ЗПРР отмечается замедленный темп речевого развития, качественное своеобразие и большая распространенность нарушений речи; недостаточность дифференциации речеслухового восприятия, которая проявляется в неразличении смысла отдельных слов, звуков; нарушение звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность  грамматического строя речи, наличие аграмматизмов, речевая инактивность.  В анамнезе детей отмечается появление первых слов лишь к 2-2,5 годам. Дети могут быть гиперактивными, для которых характерно двигательное беспокойство, неусидчивость, обилие лишних движений, недостаточная целенаправленность, повышенная возбудимость. Это сочетается с  недостаточностью направленного внимания, сниженным объемом и концентрацией внимания, повышенной отвлекаемостью. У других детей, наоборот, на первый план выступает заторможенность, вялость, замедленность любой деятельности, инертность.

     Следует отметить, что дети с ЗПРР моторно неловкие: поздно овладевают двигательными навыками, бывают менее ловкими по сравнению со сверстниками, имеют неловкую походку, плохую координацию движений, отставание в  развитии мелкой моторики рук.

     Поэтому, во-первых, что должен сделать родитель, это проконсультировать своего ребенка у врача-невролога для назначения медикаментозного лечения, стимулирующего  развитие и созревание нервной системы ребенка с ЗПРР.

      Следует отметить, что помощь ребенку в умственном, физическом, речевом  развитии – это огромный повседневный труд родителей. И в этом нелегком труде   ведущая роль принадлежит организации игр, которые следует рассматривать не как забаву, а как терапевтическую процедуру, которая должна проводиться регулярно и целенаправленно. Одних детей необходимо учить правильному использованию игрушки,  у других на основе игры осуществляется развитие зрительного и слухового внимания и памяти, у третьих можно сформировать обобщающие понятия. Игра для всех детей является ведущим видом деятельности. В игре ребенок учится мыслить, развивает свои способности  и сноровку, внимание, память, вырабатывает настойчивость и выдержку, формирует его чувства, наблюдательность и речь. 

   Если ребенок не умеет играть, то его нужно этому научить. Обучение игре можно проводить как в неожиданной ситуации, так  в специально отведенное время (до кормления). Выбирая игрушку, родитель должен учитывать возраст, умственные и двигательные возможности ребенка. Создавая игровые ситуации, взрослый  должен вызывать у ребенка радостное отношение и интерес к игрушке. Полезно стимулировать у детей отражение действия, а именно: «сделай, как я», «сделай,  как папа».

   Вы, наверно, не раз слышали о том, что необходимо развивать мелкую моторику рук?  А для чего?

        Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы Бехтерева В.М. доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшать произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка.  Таким образом, выполняя  пальчиковые игры, мы стимулируем речевые зоны коры головного мозга, формируем  билатеральные связи, развиваем нейродинамику.

      Развитие мелкой моторики хорошо сочетать с   артикуляционной гимнастикой (АГ), которая направлена на выработку подвижности губ, языка, нижней челюсти, что необходимо для правильного произнесения звуков, звукосочетаний и слов. АГ должна проводиться перед зеркалом (зрительный контроль), в удобном положении, под счет или слова, в стихотворной форме (н.: Вот понравится слону, губы хоботом тяну.).

      Если ребенок не говорит, то необходимо научить его показывать предметы (н.: игрушки), части тела по просьбе взрослого («Покажи нос») –выполнение простой инструкции. Предложите ребенку угадать предмет по описанию. Следующий этап в речевом развитии – это работа над пониманием названий действий (глаголов) и вопросов, связанных с ними. Не забываем про использование наглядной опоры (которая должна быть четкой, понятной, соответствовать реальности) для лучшего осознания действия.

      Как и игре, будем приучать детей с ЗПРР слушать сказки и стихотворения. Старайтесь подбирать хорошо иллюстрированные тексты с ясным, простым содержанием. Не бойтесь читать или рассказывать детям один и тот же текст несколько раз – дети любят то, что им знакомо!

Например:

Котик выпил молока,

Откусил он пирога,

Лапки вытер, нос помыл.

«Мяу! Мяу!» – говорил.

     Рассматривая картинки, просите ребенка повторять звукоподражания  предметам окружающей действительности и животным. Любые  звукоречевые проявления детей встречайте радостным одобрением, похвалой, так как они являются ведущими стимулами  в развитии речевой интенции ребенка с ЗПРР. Ваша речь должна быть четкой,  орфоэпически правильной, выразительной и эмоциональной.  Когда ребенок четко воспроизводит звукоподражания, следует переходить  к воспроизведению простых двусоставных слов, состоящих из одинаковых слогов- мама, папа, баба, а потом из разных – ноты, лиса, вата.

   Обучайте ребенка не только слушать адаптированные сказки, но и повторять за Вами те фрагменты, которые доступны ребенку. Со временем , ребенок с ЗПРР научится пересказывать небольшие рассказы и сказки.

 От занятия к занятию  у Вашего  ребенка  будет увеличиваться и активный и пассивный словарь.

    Для развития высших психических функций (памяти, внимания, мышления, воображения)  необходимо использовать следующие игры:  «Пирамидка», «Почтовый ящик», «Разрезные картинки», «Что изменилось?», «Чего не хватает», «Нелепицы», «Тематические лото» и т.д.

    Комплексная работа, направленная на развитие высших психических функций, общей, мелкой, артикуляционной моторики, формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи, основанное на одобрении, похвале, добьется  поставленной перед  Вами цели, а именно, помогут ребенку полноценно развиваться и черпать знания необъятного мира!

                            Список использованной литературы:

1.Маркова Л.С.Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития.- М.: «Аркти», 2002.

2.Максакова А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок.- М.: «Просвещение», 1988.

3.Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками.- М.: «Академия»,2003.

4.Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г.Шевченко.- М.: «Аркти», 2001.

5.Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: «Родничок», 2003.

6. Логопедия / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: «Владос»,2002.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Казакова Л. В. Как помочь неговорящему ребёнку.Казакова Л. В. Как помочь неговорящему ребёнку.

       В последнее время, придя на консультацию к логопеду, очень часто родители одинаково описывают свои жалобы, что активный словарь их ребенка состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных

Казакова Л.В. Дыхательная гимнастика как здоровьесберегающая технологияКазакова Л.В. Дыхательная гимнастика как здоровьесберегающая технология

      1 сл. Дыхательная гимнастика – как здоровьесберегающая технология 2 сл. А. Н. Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют потому что не