Мызникова Л.А. Конфликтные ситуации на уроке. Что делать?

Конфликты в работе с младшими школьниками

1. В начальной школе конфликты происходят редко. Учитель является уважаемой фигурой.

2.  События переживаются учащимися очень эмоци­онально.

3. Эмоциональные переживания их кратковременны. Ученики быстро забывают обиды.

4. У младших школьников большая потребность в защите со стороны взрослых, и прежде всего учителя. Каждый ученик считает, что учитель должен быть рядом с ним, и к нему можно обра­щаться.

Конфликтные ситуации в работе с подростками

1. Число конфликтов резко увеличивается, так как вместо одного учителя – много разных: молодых и пожилых, мастеров средней руки, красивых или нет, уравновешенных и неуравновешенных…

Фактов бесконфликтных взаимодействий подростков с учителями почти не встречается. Это не значит, что не везет на хороших учителей, подчеркивает В.И Журав­лев, который выделяет: конфликты дисциплины; кон­фликты, связанные с психологической неграмотно­стью учителей, с методами обучения, в тактике взаимодействий с подростками и конфликты этики.

2. Вместо лояльных отношений к требованиям учите­ля в начальной школе, у подростков появляется собственное мнение.

  • подростки должны выражать свое мнение на уро­ке и надо их этому учить,
  • подростки должны заявить о себе делом,
  • подростки должны быть участниками, а не свиде­телями.

Однако последствий своих действий они не пред­ставляют!

3. У подростков преувеличенное представление о сво­ем человеческом достоинстве. Они не все принима­ют на веру. Прежде безропотно принимаемые суж­дения учителя вызывают протест, сопротивление.

4. Активное самоутверждение сопровождается лом­кой отношений со взрослыми. Подросток должен общаться на равных. Активно протестует против
приказных форм разговора. В результате подрос­ток не выполняет требования учителя и идет на конфликты. При возникновении конфликта подросток может ответить очень грубо.

            Педагогу практически невозможно избежать конфликтов с подростками.

Нужно:

  • Научиться, адекватно реагировать на возникновение конфликтной ситуации.
  • Разрешать конфликт при установлении личного контакта в совместной деятельности.

Конфликты в работе со старшеклассниками

1. В целом наблюдается снижение уровня конфликтов по сравнению с подростковым периодом, одна­ко ошибки учителей при оценке поступков стар­шеклассников могут привести к сложным, затяж­ным отношениям.

2. У юношей ярче, чем у подростков, проявляются ин­дивидуальные особенности. Они стремятся реально оценивать свои способности по предмету. Старают­ся найти свое «Я», соотнося его с окружающими.

3. Большой интерес они проявляют к личности учите­ля, его личным качествам. А неадекватная оценка их со стороны учителя ведет к конфликтной ситуации.

Диапазон бестактности учителя

1.  Публичное оскорбление    старшеклассников      Учитель, слушая ответ ученика, одновременно комментирует    его внешний вид  
2.  Вторжение в личные отношения юношей и девушек  Учитель постоянно заводит разговор об интимных отношениях учащихся  
3.  Крики, ругань, угрозы  Учитель возмутился плохим воспитанием ученика и пригрозил ему карами на экзамене  
4.  Злоупотребление откровенностями учащихся с учителями  Ученик написал сочинение, излив в нем душу в связи с семейным положением. Учитель зачитал его перед классом, как пример неграмотности  
5.  Бестактность по отношению к другим    учителям  Завуч сделала выговор учительнице в присутствии учеников  
6.  Крайние формы бестактности учителя        Оскорбления учащихся  

У учащихся есть и способы, с помощью которых они пытаются нейтрализовать приоритетное положе­ние учителя. Такие способы очень многообразны:

1 . Нарочитое невнимание лично к учителю и его предмету  Не слушает, занимается посторонним делом, болтает с соседом и т. д.  
2. Выражение сомнения в знаниях, умениях, профессиональной состоятельности учителя  «А покажите сами, как это сделать». «А вот я читал… нам говорили…» и т. д.  
3. Отрицание новизны учебной информации    «Нам это говорят на всех уроках». «Мы это уже учили…» «Опять о демократии…»  
4. Принижение учителя как личности и профессионала  «Это вы так думаете, а я вот слышал в телепередаче …» «Это ваше мнение, а я думаю иначе». «В учебнике про это сказано яснее».  
5. Уличение учителя в старомодности и несоответствии времени  «Ну, это было сто лет назад». «Так уже никто не считает». «Теперь все изменилось» и т. д.  
6. Бравада  «Зачем мне это нужно, где это может пригодиться?» «А я вес это знаю, у меня все записано». «У нас дома библиотека и записывать все это мне не нужно».  
7. Демонстрация собственной эрудиции  «Давайте я вам расскажу, что об этом думает Фрейд» «…Кстати, вы читали?»  
8. Демонстративное непослушание и неповиновение  «А зачем вам, чтобы я это сделал?» «Петька, сходи за мелом, А. И. просит!» Выходя из класса, ученик громко хлопает дверью  
9. Хроническое невыполнение домашних заданий  Симуляция постоянных недомоганий Наличие причин, мешающих выполнить задание Перекладывание ответственности за невыполнение на кого-то из близких  
10. Отсутствие на уроках  Объяснение    необходимости куда-то сходить  

Учитель должен быть внимателен к нарастанию конфликтной ситуации.

Есть симптомы, по которым можно это прогнозировать.

1. Вздохи, как признак раздражения  Вова, ты видел Иванова? Глубокий вздох. Нет, не видел.  
2. Молчание  Ученик как бы делает попытки заговорить с вами, но слова остаются невысказанными.  
3. Напряжения лицевых мышц  Признаком большого напряжения является «хищный взгляд».  
4. Отворачивание  Говоря, ученик не смотрит на вас, а как бы отворачивается.  
5. Укороченные фразы  В речи преимущественно глаголы: «приду», «сдал», «сделаю»  
6. Невнимательность  Ученик как бы слушает, но не осмысливает сказанное. Вопросы невпопад.  
7. Рисование узоров  Видимость слушания. Занят своими мыслями.  
8. Может быть: УВЕЛИЧЕНИЕ ЛИЧНОГО ПРОСТРАНСТВА, ПРЕБЫВАНИЕ В РАЗЛИЧНЫХ ПОЗАХ… При раннем выявлении признаков конфликта,  можно к нему подготовиться.  

Способы выхода из приближающегося конфликта

Конфликт легче предупредить, чем его разрешать!

В предупреждении конфликтов проявляется твор­чество учителя. Вот некоторые способы:

1. Подчеркнутая внимательность.

Взбунтовались ученики. Много задают уроков. Устали. Возможная реакция:

Учитель: Действительно, перегружать нельзя… Да­вайте посмотрим… посмотрите, какие разные за­дания… будете энциклопедистами, знатоками. Так ведь это хорошо!

2. Способ апелляции к достоинствам ученика.

Ученики выступили против трудных заданий.

Учитель: Это задание требует упрямых и настойчи­вых (с волевыми чертами характера). Задача  –  тест на сообразительность, понимание… Здесь необходимо уметь ориентироваться в сложной ситуации (выделяются умственные способности).

3. Разряжают конфликт шутка, юмор.

Реакция на забастовку против дополнительных практических заданий:

Учитель: Ваша забастовка не санкционирована! За­явите о ней за месяц вперёд!

Ученики: Мы же не знали, что нам сегодня захочется бастовать.

4. Компромисс.

Задание на придумывание ситуаций вызвало воз­ражение.

Учитель: Ну, хорошо. Давайте сделаем иначе. Возьмем готовые ситуации и проведем их содер­жательный анализ (иное задание требует больше усилий).

5. Обращение к ученику с просьбой об услуге.

Ученик хотел возразить.

Учитель: Будь добр, принеси наглядное пособие… Пожалуйста, если тебя не затруднит.

6.  Может быть неожиданная реакция на конфликт.

При этом установка ученика на сопротивление те­ряет смысл, а сам ученик попадает в состояние растерянности. Напряжение падает, и ученик идет на согласие с учителем, т. к. предмет конфликта теряет значимость.

Учитель должен понять всю ситуацию в целом, бы­стро решить ее.

Точные советы, как поступать – опасны!

  • рассмеяться или опечалиться;
  • принять логику ученика или нет;
  • разыграть удивление или заботу об ученике;
  • считать выходку проявлением высоких достоинств ученика или нет.

Алгоритм разрешения конфликта: «учитель — ученик»

1 . Не удивляться поведению  ученика  «Да, это бывает… Это мне знакомо…» «К сожалению, это часто бывает в вашем возрасте».  
2. Предоставить свободу  выбора ученику  «Это, конечно, твое право…»  
3. Освежить предметный и социальный результат того, что совершено школьником  «Ты, конечно, понимаешь, что…» «Ты не подумал о том, что…»  
4. Предъявить иной способ поведения  «Можно было бы … » «Обычно люди в подобных ситуациях…»  
5. Инициировать самосознание школьника  «Что ты сам думаешь?» «К чему это может привести?»  
6. Защита от внешних оскорблений  «Это проходит с возрастом …» «Может быть, тебе показалось. . .» .  «К сожалению, не все могут быстро сориентироваться в подобной ситуации».  
7. Неожиданные решения, которые могут нарушать логику этого алгоритма, но приводят к желаемому результату  

Профессиональная роль учителя обязывает его взять на себя инициативу в  разрешении конфликта

В результате анализа разрешения конфликтных ситуаций учитель должен совершенствоваться в диа­логическом общении, отрабатывать вопросы:

Что сказать?  Отбор содержания материала для диалога  
Как сказать?  Какими эмоциями сопровождать диалог  
Когда сказать? (чтобы достичь цели)  Время и место диалога  
Зачем сказать?  Уверенность в результате  
При ком сказать?  Учесть воспитательное значение диалога для учеников  

Как посредник учитель должен уметь помогать детям в разрешении конфликтов.

  1. Он должен объяснить, что в жизни конфликты воз­никают часто, и надо научиться их разрешать. За­дача – перевести конфликтные противоречия в конструктивное русло.
  2. Чтобы успешно искать решение, надо установить ряд правил.
    • Говорящего не перебивать. Дать возможность высказать свое мнение.
    • Говорить правду, не оскорбляя и не упрекая друг друга.
    • Стремиться к сотрудничеству, искать общее ре­шение.

3.Обсуждать следующие вопросы:

Вопрос  Действие  
а) Что произошло? б) Что привело к конфликту? Почему это произошло? в) Какие чувства вызвал конфликт у участников противостояния? г) Как быть в этой ситуации?  Сформулировать суть конфликта. Выяснить причины. Определить. Назвать чувства. Найти решение.  

Обычно разрешение конфликта осуществляется последовательно:

Последовательность действий  Содержание  
1. Определение проблемы конфликта  Включаются в общение те люди, чьи интересы задеты: они высказывают свои чувства и потребности Отделяется проблема от личности
2. Выработка возможных решений  Высказываются возможные решения без их оценки  
3. Оценивание решений  Оценивается каждое решение всеми участниками конфликтной ситуации Представляется, как будет работать каждое решение  
4. Принятие решения  Выбирается наилучшее решение  
5. Определение того, как будет выполняться решение  Может быть решение эффективное, но не выполняться Кто и что должен сделать  
6. Оценивание успешности решения  Критерии – исчезновение конфликта Исчезновение неудобств, негодования Обсуждение: есть ли необходимость принимать новое решение?  
Тип акцентуации, ее особенности  Поведение учителя
1. Гипертимость Оптимистичен. Всегда бодр, активен в работе. Имеет разные интересы, проявляет новаторство, иногда прожектерство.  Заражает учащихся своей увлеченностью. Легко завоевывает симпатию учащихся и может легко ее потерять. Конфликтен.  
2. Циклотимность Склонность к смене настроения, оптимизма и пессимизма. В период подъема настроения общителен, теплосердечен, занимает позицию лидера. В период спада – появляется вялость, утрата интереса, ухудшение общительности. Самооценка неустойчивая.
 
Отношения с учащимися связаны с перепадами настроения. Могут возникнуть конфликты. Поведение в конфликте непредсказуемо.  
3. Застревание ригидная возбудимость Целеустремлен и настойчив но внутренний мир почти всегда закрыт для посторонних взоров. Самолюбив и легкоуязвим. Неуживчив в семье.  Упрямство и болезненная обидчивость легко ведут к конфликтам, из которых выбирается с большим трудом. В конфликте активен.  
4. Эмотивность или чувствительность Эмоционально впечатлительный, контактный (в узком кругу) и отзывчивый, добрый человек.  Контактность и чрезмерная мягкость способствуют быстрому установлению взаимоотношений с учащимися. А отсутствие требовательности ведет к конфликтам. Трудности со своим авторитетом. Редко вступает в конфликты. Склонен к уступкам  
5. Педантичность Учитель любит работу и заботится о порядке. Нетерпим к безответственности. В общении не хватает душевности.
Строгие требования и детализация заданий при неучёте индивидуальных особенностей учащихся, их непонимании и не прощении ошибок ведут к конфликту. В конфликт вступает редко,  ведет себя пассивно.  
6. Тревожность Большая впечатлительность при неуверенности в своих силах. Склонен к растерянности и панике. Самооценка заниженная. Хорошо развитое чувства долга и ответственности.  Постоянная настороженность неблагоприятного поведения учащихся не спасает учителя от конфликтов. В конфликт вступает редко, играя в нем пассивную роль («уступка», «уход»).
7. Демонстративность Озабоченность впечатлением, производимых на окружающих. Имеет место «актерство» в общении, самовыражение. Стремится к лидерству, власти. Может быть эгоистичен, хвастлив.
При встрече с трудностями эмоциональный задор теряется. При невозможности произвести внешний эффект, обвиняет учащихся, коллег. Возможны конфликты. В конфликтах активен.
8. Неуравновешанная возбуди­мость или раздражительность. Склонность к состоянию злобно-тоскливого настроения. Слабый контроль своего поведения ведет к импульсивности, прямолинейности. Легко «заводится », часто конфликтует.
Свое плохое настроение может сорвать на ученике, для чего нетрудно найти повод. Повод для конфликта может быть незначительным. Обид не прощает.  
9. Дистимность или пессимизм Учитель может быть серьезным человеком, но заторможенность при пониженном настроенииМедлительность, неповоротливость, нерешительность ведет к непредвиденным конфликтным ситуациям.  
10. Экзальтированность Склонность впадать в крайностиПолярность чувств (любовь и ненависть) порождает конфликтные ситуации.  

Учителя с теми или иными акцентуациями харак­тера по-разному взаимодействуют с учащимися и коллегами, что нередко приводит к конфликтам.

Учитель, зная свой тип акцентуации характера, должен формировать свой индивидуальный стиль де­ятельности, организуя манеру поведения, привлека­тельную для окружающих и эффективную для профес­сионализма.

Необходимо упражнять способность воздержания от крайнего проявления акцентуаций, так как в педа­гогической деятельности они являются помехой. Для этого надо тренироваться в сдерживании слишком бур­ных реакций, разумно регулировать свои действия.

Схема анализа конфликтной ситуации  (1)

  1. Описание возникшей ситуации конфликта:
    • место и время, деятельность участников;
    • основные участники
    • группа поддержки
    • объект конфликта
    • предмет конфликта
  2. Что предшествовало возникновению конфликта?
  3. Какие индивидуальные и возрастные особенности проявились в конфликте?
  4. Конфликт глазами сторон и оценка возможности его разрешения каждой стороной.

Схема анализа конфликтной ситуации  (2)

  1. Описание возникшей ситуации конфликта.
  2. Определение момента, когда педагог мог предупредить переход конфликтной ситуации в конфликт.
  3. Что помешало  предупредить конфликт? Эмоциональное состояние участников, свидетели, неожиданность, растерянность и т.д.
  4. Что можно было использовать для предотвращения конфликта?
  5. Анализ поведения участников конфликта.
  6. Варианты разрешения конфликта.

Схема анализа конфликтной ситуации  (3)

  1. Описание возникшей ситуации конфликта.
  2. Внутренние и внешние условия возникновения конфликта. Инцидент.
  3. Смысл конфликта для каждого участника.
  4. Анализ отношений между участниками конфликта.
  5. Какие воспитательные цели могут быть достигнуты при различных вариантах разрешения конфликта.

При анализе конфликтной ситуации педагог-психолог должен уметь раскрывать причины, не допускать перехода в  длительный конфликт, владеть ситуацией. Использовать её в воспитательных целях. Необходимо принимать решения без эмоций, беспристрастно и безотносительно к участникам конфликта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Серикова О.С. Конспект коррекционно-развивающего занятия по программе “Развитие познавательных функций с помощью игровых занятий”.Серикова О.С. Конспект коррекционно-развивающего занятия по программе “Развитие познавательных функций с помощью игровых занятий”.

По программе «Развитие познавательных функций с помощью игровых занятий» я занимаюсь с детьми 10 лет и понимаю как важны первые встречи с родителями и ребёнком. На которых, из рассказа родителей