Образование

Дополнительные образовательные программы.

 
Аннотация к  коррекционно -  развивающей программе по преодолению  дисграфии у младших школьников с ОНР.
   Основной целью коррекционной программы является преодоление расстройства письменной речи у учащихся начальных классов в единстве с развитием их мышления, памяти, внимания.
    Программа предлагает решение таких основополагающих задач, как:
·Коррекция дефектных звуков и автоматизация их в речи ( совершен- ствование работы речевого аппарата и выработка достаточно громкого правильного произношения звуков в слогах, в словах и предложениях).
·Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия и фонематического анализа (учим вычленять из речи предложение, анализировать его состав; вырабатываем умение различать и выделять отдельные звуки в слове, определять их место в слове , устанавливать их взаимосвязи и последовательность; делить слова на слоги, находить ударный слог).
·Развитие лексико – грамматической стороны речи (выработка умения быстро находить нужное слово, точно выражающее мысль, приведя его в грамматически верное сочетание с другими словами, воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов).
·Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса детей.
·Овладение учеником посильными приёмами самостоятельной работы.
·Развитие у ребёнка устойчивого интереса, положительной мотивации к занятиям.
·Развитие навыков речевой коммуникативности.
Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на детей от 7до12 лет, страдающих общим недоразвитием речи третьего и четвёртого уровня.
Коррекционная программа рассчитана на 120   часов, хотя количество часов может меняться в зависимости от степени выраженности речевого дефекта.
             Программа состоит из трёх блоков:
1блок.  «В гостях у «Принцессы Речь».
        Основная задача первого блока: дать понятие о  речи и её роли в жизни человека;  познакомить с такими частями речи как: существительные, прилагательные, глаголы и предлоги.  Первый блок также включает работу над предложением и текстом.
 Основная цель: преодоление аграмматизма в речи; развитие и уточнение конкретно - пространственных представлений;  упражнение учащихся в практическом использовании категории рода, числа, падежа; формирование монологической

речи. 

2 блок «Путешествие в «Царство фонетики».
    Основная задача второго блока: работа над слоговым и звуковым составом слова. Работа охватывает все уровни автоматизации, дифференциации изучаемых звуков (звук, слово,  словосочетание, предложение, связная речь).
   Основная цель: развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;  учить выделять определённые звуки на уровне слога , слова, словосочетания, предложения и текста; определять положение звука  по отношению к другим звукам; сопоставлять звуки в произносительном и слуховом плане. Обучать простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов. Особое внимание уделяется  чёткому произношению изучаемых звуков  и анализу артикуляционного уклада с опорой на зрительное и слуховое восприятие, а так же на тактильные и кинестетические ощущения.
3блок «В гостях у царицы «Грамматики».
   Основная задача третьего блока: формирование и уточнение  знаний о морфологической структуре слова (корне, приставке, суффиксе и окончании).
  Основная цель: развитие навыков словообразования и словоизменения; установление логических и языковых связей между предложениями; обучение синтаксически правильному оформлению предложения; развитие навыков использования в речи различных видов связи в словосочетаниях ( управления и согласования).
           В течение всего коррекционного курса ведётся работа по развитию связной речи, основной задачей которой является формирование монологической речи. Основная цель:  научить ребёнка работать с различными видами текстов: описание, рассуждение, повествование, изложение и сочинение. 

Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа по преодолению дисграфии у младших школьников

Аннотация к дополнительной образовательной программе по коррекции смешанной дисграфии (2-3 класс)
Содержание коррекционной работы по данной программе обеспечивает коррекцию смешанных нарушений письма и чтения детей 2-3 классов с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям:
• Познавательное развитие (развитие личностных компонентов познавательной деятельности—познавательная активность, самостоятельность, преодоление интеллектуальной пассивности.
• Речевое развитие (устранение имеющихся нарушений в устной и письменной речи; развитие до необходимого уровня психофизических функций—артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно-моторной координации и т.д.);
• Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений и т.д.);
• Формирование эмоционально-волевой сферы.
Программа рассчитана на 2 года обучения (2-3 классы) и содержит 3 этапа работы:
1. формирование полноценных представлений о звуковом составе слова;
2. формирование синтаксических обобщений;
3. формирование  полноценных  обобщений  о  морфологическом составе слова.
В конце обучения дети должны овладеть:
• фонетическим принципом письма;
• морфологическим анализом слов—находили приставку, корень, суффикс, окончание;
• обладать достаточно большим, систематизированным словарным запасом, накопленным за счёт родственных, однокоренных слов, слов-обобщений, синонимов, антонимов, осмысленным использованием многозначных слов, образных выражений;
• грамматическими нормами родного языка.

Дополнительная индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа для детей 6-7 лет (нарушения речевого развития)

 Аннотация к дополнительной образовательной программе коррекции ОНР I уровня.
Цель программы: формирование пассивного и активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению.
         Задачи программы:
1. Развитие понимания речи
2. Формирование активного словаря.
3. Формирование навыков употребления простого предложения.
4. Формирование навыков употребления простого распространенного предложения.
5. Формирование навыков составления небольшого рассказа.
6. Формирование невербальной основы речи.
7. Подготовка органной артикуляции к постановке звуков.
Адресат программы: дети с ОНР первого уровня.
В связи с тем, что уровень речевого развития ребенка не зависит от возраста (например, I уровень речевого развития может иметь ребенок 3, 4, 5 и более лет), то коррекционная работа будет одинакова для любого возраста.
Концептуальность программы.
Программа опирается на следующие принципы:
• системности;
• комплексности;
• деятельностный;
• онтогенетический;
• общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).
Формы логопедического воздействия – групповые и индивидуальные формы работы.
Методы логопедического воздействия:
• Словесные;
• Наглядные;
• Практические.
Направления реализации программы
• Логопедическая диагностика.
• Логопедическая коррекция устной и предпосылок к формированию письменной речи детей.
• Работа с родителями.
Формы работы с родителями
• Индивидуальные консультации.
• Открытые индивидуальные и групповые логопедические занятия.
• Объяснение особенностей выполнения домашних заданий.
Коррекционная работа начинается с комплексного психолого-медико-педагогического обследования ребенка. После диагностики для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа коррекции, которая реализуется в процессе медикаментозного лечения, логопедических, дефектологических занятий и занятий с психологом.
Программа рассчитана на групповые(2- 4 человека)  и индивидуальные занятия с детьми. Занятия проходит 1-2  раза в неделю..
Для детей I уровня характерна лепетная речь или ее отсутствие. Активный словарь этих детей состоит из лепетных слов, звукоподражаний и общеупотребительных слов (мама, папа, дай, на). Структура этих слов часто нарушена. Пассивный словарь несколько шире активного. Фразы на данном уровне нет. Свои желания дети выражают отдельными словами, грамматически не связанными между собой например: «Тата тёти атяти» (Таня хочет кататься на санках) и т. д.
Дети I уровня затрудняются и в понимании грамматических форм, не различают число и род имени существительного, имени прилагательного и некоторых падежных форм. Дети опираются в основном на лексическое, а не на грамматическое значение слова.
Для данной группы детей характерна несформированность зрительного и слухового внимания и памяти. Внимание неустойчиво, работоспособность низкая. Учитывая все это, коррекционная работа с данной категорией детей строится следующим образом.
Во все занятия включается артикуляционная гимнастика, которая выполняется перед зеркалом. Логопед не добивается от детей правильного воспроизведения звукослоговой структуры слова. После того, как в активном словаре детей появятся слова, состоящие из двух и более слогов, логопед начинает добиваться более точного воспроизведение слова.
реализуется в процессе медикаментозного лечения, логопедических, дефектологических занятий и занятий с психологом.
Программа рассчитана на групповые(2- 4 человека)  и индивидуальные занятия с детьми. Занятия проходит 1-2  раза в неделю..
Для детей I уровня характерна лепетная речь или ее отсутствие. Активный словарь этих детей состоит из лепетных слов, звукоподражаний и общеупотребительных слов (мама, папа, дай, на). Структура этих слов часто нарушена. Пассивный словарь несколько шире активного. Фразы на данном уровне нет. Свои желания дети выражают отдельными словами, грамматически не связанными между собой например: «Тата тёти атяти» (Таня хочет кататься на санках) и т. д.
Дети I уровня затрудняются и в понимании грамматических форм, не различают число и род имени существительного, имени прилагательного и некоторых падежных форм. Дети опираются в основном на лексическое, а не на грамматическое значение слова.
Для данной группы детей характерна несформированность зрительного и слухового внимания и памяти. Внимание неустойчиво, работоспособность низкая. Учитывая все это, коррекционная работа с данной категорией детей строится следующим образом.
Во все занятия включается артикуляционная гимнастика, которая выполняется перед зеркалом. Логопед не добивается от детей правильного воспроизведения звукослоговой структуры слова. После того, как в активном словаре детей появятся слова, состоящие из двух и более слогов, логопед начинает добиваться более точного воспроизведение слова.


 

Дополнительная индивидуально-ориентированная  коррекционно-развивающая программа для детей 3-6 лет (ОНР 1)

Индивидуально-ориентированная  коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет (нарушения речевого развития);

Аннотация к дополнительной индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного возраста.
"Профилактика трудностей в обучении".
Цель программы:  развитие психологических предпосылок для успешного овладения детьми учебной деятельностью, формирование позитивной «Концепции» ребенка.
Задачи программы:
·        формировать собственно пространственные представления и понятия;
·        способствовать развитию и успешной интеграции сенсомоторного репертуара у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста;
·         формировать устойчивую познавательную, учебную мотивацию;
·         способствовать формированию устойчивой положительной самооценки детей.
Основными принципами работы по данной программе являются:
- от простого к сложному;
- последовательность и прочность усвоения материала;
- работа на фоне создания ситуации успешности.
Программа включает в себя следующие этапы:
1) Диагностический этап.  Выявление   актуального  уровня актуального развития ребенка.
2) Установочный этап. Цель данного этапа - создание у ребенка и его родителей активной установки на работу, формирование мотивов самопознания и самосовершенствования, снижение тревожности, повышение уверенности в возможности достижения позитивных изменений.
3) Развивающий этап: происходит осуществление развивающего воздействия.  Работа по данной программе может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме.
4) Оценка эффективности развивающей работы. Для учета эффективности целесообразно проводить диагностику с помощью тех же приемов, которые использовались перед началом работы.
Контингент обучающихся: программа ориентирована на детей младшего школьного возраста (преимущественно 1,2 класс). Возможно использование в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Срок реализации:  6 месяцев (30 часов).
Периодичность занятий: 2 раза в неделю.
Длительность занятий: 45 минут.
Формы занятий: индивидуальные (отсутствие возможности посещать группу), групповые.
      Прогнозируемые результаты.
•         развитие сенсомоторной координации;
•         развитие пространственного восприятия;
•         развитие мыслительных процессов;
•   формирование устойчивой учебной мотивации;
•  формирование адекватной для данного возраста самооценки;
•  снижение уровня школьной тревожности.

Дополнительная индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного возраста «Профилактика трудностей в обучении»;

Аннотация к программе   «Психолого-педагогическая программа по развитию и коррекции познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер»
Программа ориентирована на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста, имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер, способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно-игровой деятельности с педагогом и сверстниками.
Программа рассчитана на 34 часа.
Цель программы: коррекция и развитие у младших школьников познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер личности в условиях учебно-игровой деятельности.
Задачи программы:
• Создать комфортные коррекционно-развивающие условия для младших школьников, способствующие коррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностей у детей.
• Способствовать общему сенсорному развитию высших психических функций, формированию положительной мотивации к учению, речевой активности у младших школьников в условиях совместной учебно-игровой деятельности.
• Создать атмосферу принятия и взаимопонимания в детском коллективе.
• Развивать у обучающихся компетентность в вопросах нормативного поведения и самостоятельность действий по инструкции педагога.
Предварительный этап – 10 часов.
Включает подготовку и проведение диагностики, обработку диагностических данных, комплектацию группы, консультирование педагогов и родителей.
Основной этап – 16 часов.
Включает проведение коррекционно-развивающих занятий 2 раза в неделю (по 40 минут).
Структура занятий:
• Ритуал приветствия позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия.
• Разминка – средство воздействия на эмоциональное состояние детей, их активность, настрой на продуктивную групповую деятельность. Включает игровые задания на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, психогимнастику, речевую зарядку.
• Основное содержание занятия подразделяется на два блока:
1-й блок: фронтальная работа с педагогом-психологом по развитию и коррекции познавательных процессов и речи как показателя развития мышления;
2-й блок: самостоятельная работа в тетради на закрепление полученных знаний.
• Рефлексия прошедшего занятия – выяснение эмоционального состояния ребёнка по отношению к занятию.
• Ритуал прощания. Подведение итога занятия, настрой детей на новую встречу.
Заключительный этап – 8 часов.
Включает в себя организацию и проведение повторной психодиагностики, обработку данных диагностического обследования, информирование педагогов и родителей о результатах работы интегративной группы в рамках программы.

  Аннотация  к индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей психолого-педагогической программе для детей с нарушениями в развитии «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ С ПОМОЩЬЮ ИГРОВЫХ ЗАНЯТИЙ». 

Программа разработана на основе методических разработок специалистов Центра лечебной педагогики (Москва). Подбор заданий и упражнений был основан на использовании литературы авторов в данном направлении.

Необходимость написания программы для детей с ОВЗ была продиктованна увеличение обращений родителей детей с особенностями в развитии и  отсутствиия в городе специализированных центров по работе с детьми с ограниченными возможностями. Потребность детей во внимании разных специалистов и невозможность сразу приступить к таким занятиям в силу особенностей поведения этих детей определили основную цель данной программы: подготовка детей к организованным занятиям с дефектологом и логопедом. На фоне задач по развитию познавательной и речевой функции прослеживаются пораллельные: налаживание эмоционального взаимодействия с педагогом, адаптация в образовательном учреждении и формирование навыков учебного поведения (выполнение инструкция и подражание).

Данная программа развития познавательной сферы является достаточно универсальной. Она позволяет построить занятия для детей с очень большим спектром нарушений и разного возраста. В случае выраженных нарушений, когда ребёнок развивается очень медленно, переход к каждому последующему этапу может растягиваться на годы. В случае, если нарушение не очень грубое, следует определить, какие стадии ребёнок прошёл самостоятельно, и начать работать с последней из стадий.

Программа состоит из четырёх основных блоков: сенсорный, игровой, развития мелкой моторики и лечебной физкультуры. К каждому блоку предлагается комплекс упражнений. Задача педагога - составить на базе данного материала индивидуальный маршрут работы с конкретным ребёнком, подобрать ряд упражнений который он может освоить.

В результате коррекционно-развивающей работы у ребёнка поддерживается оптимальный уровень активности, он учится регулировать свое поведение, концентрировать внимание на предложенной ему взрослым деятельности(игре, задании). Психолог добивается положительной динамики в развитии моторной, сенсорной, мнестической сфер, речи. Достижение этих целей делает возможным переход ребёнка на новый уровень развития, что предполагает готовность его к элементарной целенаправленной учебной деятельности.

  Индивидуально-ориентированная  коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа для детей с нарушениями в развитии «Развитие познавательных функций с помощью игровых занятий».