Родитель. Почему
некоторые дети испытывают трудности в овладении правильным
звукопроизношением?
Логопед. Причин в отклонениях речевого развития много. И если у
вашего ребенка нет нарушений центральной нервной системы и дефектов
артикуляционного аппарата / зубов, языка, неба, губ /, то речевая
патология может возникнуть в результате педагогической запущенности и
неправильного воспитания речи ребенка в семье, когда взрослые не обращают внимание
на звукопроизношение ребенка, не поправляют его ощибки, не дают образец четкого
и правильного произношения.
При контакте с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте,
нельзя «подделываться» под детскую речь, искажать слова, употреблять вместо
общепринятых слов усеченные или звукоподражания / «бибика», «Ляля хочет
бай-бай» и др./. Это тормозит усвоение звуков, задерживает своевременное
освоение словарного запаса. Отрицательно сказывается на речи малыша
частое употребление взрослыми уменьшительно-ласкательных слов и фраз,
недоступных для его понимания или сложных в звуко-слоговом отношении.
Также нарушения речи могут быть вызваны ухудшением слуха вообще или неумением
различать звуки, в частности, двуязычием в семье, постоянным общением с людьми,
имеющими искаженное звукопроизношение.
Родитель. Моему ребенку 3 года. Он не проговаривает звуки «с», «з»,
«ц», «р», «л». Нужно ли мне обращаться к специалисту.
Логопед. Это вопрос внимательного и неравнодушного родителя. Да. Вы
можете получить консультативную помощь. Логопед определит, когда нужно начинать
занятия по постановке звуков. Не надо требовать правильного произношения в этот
период жизни малыша, когда речевой аппарат еще не готов к воспроизведению
определенных звуков. К 4-5 годам многие дети овладевают звукопроизношением. Но
этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их
педагогического воздействия.
Однако, силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей развития
у некоторых детей несовершенства произношения не исчезают, а
принимают характер стойкого дефекта. Установлено, что после 5 лет нарушения
звукопроизношения у детей считается патологией. Необходимо вовремя обнаружить
недостатки, их причину и своевременно принять меры по их исправлению, пока они
не превратились в стойкий сложный дефект, который позже исправить гораздо
сложнее.
Родитель. Сыну трудно учиться. В письменных работах очень много
глупых ошибок, он медленно читает, пропускает слоги, путает буквы, не
дописывает окончания, хотя звуки проговаривает правильно. Как быть?
Логопед. Речевые нарушения, встречающиеся у детей 6 лет, являются
серьезным препятствием в овладении ими на начальных этапах обучения письмом и
чтением, а на более поздних – в усвоении грамматики родного языка и
программ гуманитарного цикла.
Очень много детей, у которых звукопроизношение оказывается сохранным, но они
испытывают трудности в овладении письменной речью. Частичные расстройства
процессов письма называют дисграфией, основными признаками которой являются
специфические ошибки, не связанные с применением орфографических правил.
Некоторые учителя и родители считают дисграфические ошибки нелепыми, вызванными
личностными качествами учеников: неумением слушать объяснение учителя,
невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе и т.п. На самом
деле в основе подобных ошибок лежат более серьезные причины: несформированность
фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи.
1. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических
процессов и слухового восприятия:
2. Ошибки, обусловленные несформированностью
лексико-грамматической стороны речи:
При отсутствии логопедического воздействия дисграфические ошибки сохраняются на
письме школьников и в несколько измененном виде, т.к. дисграфия к тому времени
осложняется дисорфографией.
Родитель. Много ли времени требуется для исправления недостатков
письма и чтения?
Логопед. Процесс коррекции длится примерно до 2 лет, в зависимости
от степени нарушения. При этом требуются постоянные систематические занятия. И
если ребенок и родители подходят к ним ответственно, результаты будут
положительными. Исправление недостатков отнимает у ребенка много времени и сил.
Поэтому легче и целесообразно предупреждать нарушения, чем преодолевать.
Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок добился в жизни
значительных успехов, сделал блестящую карьеру, состоялся как личность,
чувствовал себя в обществе свободно и уверено. Чтобы ваши мечты
стали реальностью, научите вашего ребенка говорить. Учась говорить, он
учится думать. Речь и мышление взаимосвязаны и являются основой познавательного
процесса обучения. Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии
ребенка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает
отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной
жизни.
Дефекты в речи влекут за собой вторичные и третичные нарушения, такие
как: общее недоразвитие речи;
Основной задачей учителя-логопеда является создание такой речевой базы,
которая позволит в дальнейшем развиваться речи спонтанно и сложиться в систему,
что поможет ребёнку успешно осваивать курс гуманитарных наук.
При правильной организации и проведении коррекционной работы учитель – логопед
помогает детям справиться с имеющимися у них нарушениями речи.
На вопросы родителей отвечала учитель – логопед Шашаева