1 сл. Дыхательная гимнастика – как здоровьесберегающая технология
2 сл. А. Н. Стрельникова утверждала:
«Люди плохо дышат, говорят, кричат
и поют, потому что болеют, а болеют
потому что не умеют правильно
дышать. Научите их этому
– и болезнь отступит».
3 сл. Среди основных видов гимнастик, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, особого внимания заслуживает дыхательная гимнастика.
Дыхание — один из
важнейших физиологических процессов. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и
умственная деятельность, работоспособность и выносливость.
Согласно статистическим данным, уровень
распространенности заболеваний органов дыхания у детей очень высок. Дыхательная система малышей несовершенна. Жизненная емкость легких мала, а
потребность в кислороде велика. Слизистая дыхательных путей очень нежная, легко воспаляющаяся. И без того
узкие дыхательные ходы при
заболевании становятся еще уже, и ребенку становится трудно дышать.
Для чего нужна дыхательная гимнастика? (ответы)
4 сл. Цель проведения дыхательной гимнастики с дошкольниками — это, прежде всего,
-укрепление физического и
психического здоровья детей,
– повышение работоспособности малышей,
-тренировка дыхательной мускулатуры,
-развитие артикуляционного аппарата для
малышей, которые только осваивают речь, очень важно вырабатывать правильное
произношение звуков,
-развитие умения управлять своим телом.
5 сл. Значение дыхательной гимнастики для общего физического развития дошколят велико:
-упражнения для органов дыхания помогают насытиться кислородом каждой клеточке
организма ребёнка.
-упражнения учат ребятишек управлять
своим дыханием, что, в свою очередь,
формирует умение управлять собой.
-правильное дыхание улучшает работу головного мозга, сердца и нервной системы
ребёнка, дыхательной и
пищеварительной системы организма, укрепляет общее состояние здоровья
–дыхательная гимнастика — отличная
профилактика болезней органов дыхания.
«А знаете ли вы, что медленный выдох
поможет ребёнку успокоиться, расслабиться, справиться с волнением и
раздражительностью, тем самым, поможет избежать стресса».
6 сл Существует несколько различных
методик проведения дыхательной гимнастики.
Изучение пользы дыхательной гимнастики для разных сфер развития малышей является
причиной появления довольно большого количества авторских методик:
-комплекс Стрельниковой самый известный
вид упражнений, основанных на сильном вдохе через нос и плавном выдохе. (показ упражнений)
-комплекс Бутейк призван ликвидировать
глубокое дыхание, заменив его
неглубоким вдохом и долгим выдохом для расширения бронхов, легких. (показ упражнений)
-тренинги Лазарева совмещение упражнений
с пением, чтение стихотворений и даже игрой на духовых инструментах. (показ упражнений)
Дыхательную гимнастику проводим в
режимных моментах: как часть физкультурного занятия, в музыкальной
образовательной деятельности, в утренней гимнастике, после дневного сна, на прогулке, в игровой деятельности и т. д.
В работе с детьми мы подобрали
интересные комплексы дыхательной гимнастики, оформили картотеку
упражнений.
7 сл. Комплекс дыхательной гимнастики для развития физиологического и речевого дыхания (показ
упражнений)
«Жук»-сесть, руки развести в стороны, немного
отведя их назад,
-вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук –«ж-ж-ж»,
одновременно опуская руки вниз.
«Греем руки» –вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.
8 сл. «Покатай карандаш»-вдохнуть
через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу
круглый карандаш.
«Ворон»-сесть прямо, быстро поднять руки через
стороны вверх –вдох, медленно опустить руки –выдох. Произнести: «кар»!
9 сл. «Шарик»-представить
себя воздушным шариком; на счет 1,2,3,4,
сделать четыре глубоких вдоха и
задержать дыхание. Затем на счет 1-5
медленно выдохнуть.
«Задуй упрямую свечу»-в правой руке держать
цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть
живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу».
10 сл. В группе совместно с родителями
подготовили пособие для индивидуальной работы с детьми
«Посмотри в окошко»
Цели: тренировка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха; укрепление мышц лица.
Дети держат в руках домик с окошком, на
окошке штора.
Воспитатель показывает правильное
выполнение упражнения: вдохнули носом, губы
сложили трубочкой и дуем на штору, что бы она поднялась.
11 сл. «Аквариум».
Цели дыхательной гимнастики:
– тренировать дыхательную систему. Научить детей правильно дышать через нос, рот, и
при дыхании выполнять
различные упражнения.
– снимать эмоциональное напряжение
– оздоровление организма.
12 сл. Тренажер с тучами изготавливается
по аналогии с варежками, а также можно изобразить лягушек, сидящих на
кувшинках, грибы, спрятанные под листочками.
13 сл. «Бабочка».
Бабочка-красавица
На ладошку села.
Ветерок дунул – она полетела
Летела-летела и на цветочек села.
Выставить цветочную поляну. Задача
ребенка – сдувать бумажную бабочку с ладошки. Желательно, чтобы она улетела на
самый дальний цветок
14сл. Дыхательная гимнастика «Кто дальше загонит шарик»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Сядьте с детьми за стол, положите перед
ними два шарика. Дуйте на шарики, как можно сильнее.
15 сл. Дыхательная гимнастика «Пушок»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко.
Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался
только носом, а выдох – через сложенные трубочкой губы
16 сл. Загони мяч в ворота
1. Вытянуть губы вперед трубочкой и
плавно дуть на ватный или поролоновый шарик (диаметром 2-3 см, лежащий на столе
перед малышом, загоняя его между двумя кубиками или любыми другими подходящими
предметами. (Это «футбольные ворота).
То же, но дуть следует резкой,
отрывистой струей. Загонять шарик на одном выдохе, не прерывая воздушную струю.
Обращайте внимание, чтобы не надувались щеки. При необходимости слегка
придерживать пальцами.
Я познакомила вас с некоторыми
тренажерами для дыхательной гимнастики. Вы можете применить
всю свою фантазию, чтобы придумать что-то новое, разнообразить дыхательные упражнения, подобрать стихи, изготовить тренажеры.
Используемая литература:
1. “Игры, которые лечат”. .А.
С. Галанов. – М., ТЦ “Сфера”, 2009.
2. Горбатенко О. Ф., Кардаильская Т. А.,
Попова Г. П. “Физкультурно-оздоровительная работа
в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия”.
– Волгоград: Учитель, 2008 г.
3. Лавров Н. Н. “Дыхание по Стрельниковой“. – Ростов-на-Дону. – Феникс. –
2003.
4. 365 золотых упражнений по дыхательной гимнастике / сост. Н. Ольшевская. – М.: АСТ; СПб.: Сова: Владимир.
5. Подольянская Е. И. “Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок”. – Волгоград: Учитель, 2009 г.