Неделя родительской компетентности. Консультация на тему: Что такое СДВГ?

История изучения данной проблемы.

      В середине 19-го века немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман первым описал чрезмерно подвижного ребенка и дал ему прозвище Непоседа Фил (слайд 2). С 60-х годов 20-го века врачи стали выделять такое состояние как патологическое и назвали его минимальные мозговые дисфункции (минимальное расстройство функций мозга).
С 80-х годов двадцатого века состояние чрезмерной двигательной активности (гиперактивность) стали выделять как самостоятельное заболевание и занесли в Международную классификацию болезней под названием синдром нарушения (или дефицита) внимания с гиперактивностью (СНВГ). Оно обусловлено нарушением функций центральной нервной системы ребенка и проявляется в том, что ребенку трудно концентрировать и удерживать внимание, у него возникают проблемы с обучением и памятью. Вызвано это в первую очередь тем, что мозгу такого ребенка сложно обрабатывать внешнюю и внутреннюю информацию и стимулы.
Стоит отметить, что хотя внешне на первый план выходит избыточная подвижность малыша, основным дефектом в структуре этого заболевания является дефицит внимания: ребенок не может ни на чем сосредоточиться надолго. Дети, страдающие синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, отличаются неусидчивостью, невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью.
СНВГ является серьезной социальной проблемой, так как встречается у большого количества детей (по данным разных исследований, им страдают от 2,2 до 18% малышей) и очень мешает их социальной адаптации. Так, известно, что дети, страдающие СНВГ, входят в группу риска по развитию в дальнейшем алкоголизма и наркомании. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью встречается у мальчиков в 4-5 раз чаще, чем у девочек.
      Радует то, что часть гиперактивных детей “перерастают” свое заболевание, то есть у них в подростковом возрасте исчезают симптомы заболевания. Но у 30-70% детей проявления СДВГ переходят и в подростковый, и во взрослый возраст (особенно, если не заниматься лечением этой патологии).

      В ходе 10-летнего исследования доказано, что размер головного мозга у детей и подростков с гиперактивностью на 3-4% меньше. Более того, чем меньше мозг, тем сильней гиперактивность. По мнению специалистов, эти данные указывают на то, что гиперактивность не является результатом плохого воспитания, а имеет биологическую природу.

Причины возникновения гиперактивности.

      Существуют серезные доказательства, что ведущей причиной возникновения гиперактивности является пищевая аллергия. Ведь технологически обработанные продукты меняют свои свойства и содержат многочисленные химические пищевые добавки: консерванты, ароматизаторы, красители и др.
      Американскими учеными было подсчитано, что еще в 1985 году в среднем на одного жителя США в день приходилось 13-15 г различных добавок. Можно предположить, что воздействие пищевых аллергенов вносит свой вклад в изменение размеров мозга. Важно указать, что некоторые биологически активные вещества, такие как комплекс витаминов группы Вцинкхромтаурин5-гидрокситриптофанлецитинпробиотики и ряд других оказывают существенную питательную поддержку мозгу и уменьшают проявления гиперактивности.

      Согласно исследованиям, проведенным в институте по проблемам питания в одной из Университетской клинической  больнице в Германии, среди причин вызывающих гиперактивность, выделяется  непереносимость определенных продуктов питания. В частности, по мнению этих исследователей при гиперкинетическом синдроме целесообразно использовать диету, содержащую бедную фосфором пищу, а так же олиго-антигенную диету. Питание, которое позволяет избегать потребления этих веществ, может привести к улучшению симптоматики.

Продукты, от которых следует отказаться:

  • Молоко, творог, молочные продукты
  • Кока-кола, многие фруктовые соки
  • Продукты из овса, включая мюсли и хлопья
  • Орехи и продукты из орехов
  • Попкорн, марципан, нуга, продукты из какао, а также шоколад и крем из нуги и орехов

Рекомендуемые для питания детей с гиперкинетическим синдромом продукты:

  • Овощи: горошек, морковь, соя, цветная капуста, краснокочанная капуста, белокочанная капуста, брокколи, шпинат, бобы, длинные огурцы
  • Салат: листовой
  • Фрукты: яблоки, груши, бананы
  • Гарнир: картофель, лапша из муки грубого помола, нешлифованный рис
  • Зерновые: пшеница, рожь, ячмень, овес, просо, льняное семя
  • Хлеб: пшеничный и ржаной хлеб, приготовленный без молока
  • Жиры: кисломолочное масло, маргарины, в которые не входит простокваша, растительное масло холодного отжима
  • Мясо: говядина, телятина, птица, рыба, баранина (1-2 раза в неделю)
  • Напитки: не подслащенный чай, негазированная вода с содержанием натрия около 50 мг/кг
  • Приправы: йодированная соль

Характеристика детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

      В первые годы жизни ребенка основное беспокойство родителей вызывает избыточное количество движений малыша, их хаотичность (двигательное беспокойство). При наблюдении таких детей врачи замечают небольшую задержку в их речевом развитии, малыши позже начинают изъясняться фразами; также у таких детей отмечается моторная неловкость (неуклюжесть), они позже овладевают сложными движениями (прыжками и др.).
      Трехлетний возраст является для ребенка особенным. С одной стороны, в это период активно развивается внимание и память. С другой, – наблюдается первый, трехлетний кризис. Основное содержание этого периода – негативизм, упрямство и строптивость. Ребенок активно отстаивает границы влияния на себя как личность, свое “Я”.
Зачастую в 3-4 года, до поступления ребенка в детский сад, родители не считают его поведение ненормальным и не обращаются к врачу. Поэтому когда малыш идет в сад, и воспитатели начинают жаловаться на неуправляемость, расторможенность, неспособность ребенка усидеть во время занятий и выполнить предъявляемые требования, то это становится для родителей неприятной неожиданностью. Все эти “неожиданные” проявления объясняются неспособностью центральной нервной системы гиперактивного ребенка справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему на фоне увеличения физических и психических нагрузок.
Ухудшение течения заболевания происходит с началом систематического обучения (в возрасте 5-6 лет), когда начинаются занятия в старшей и подготовительной группах детского сада. В  период 6-7 лет осуществляется переход к ведущей – учебной – деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуются умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. Кроме того, этот возраст является критическим для созревания мозговых структур, поэтому избыточные нагрузки могут вызывать переутомление.
 Эмоциональное развитие дошкольников и младшекольников, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, заниженной самооценкой. Данные признаки часто сочетаются с тиками, головными болями, страхами. Все вышеупомянутые проявления обусловливают низкую успеваемость детей в школе, несмотря на их достаточно высокий интеллект. Такие дети с трудом адаптируются в коллективе. В силу своей нетерпеливости и легкой возбудимости они часто вступают в конфликты со сверстниками и взрослыми, что усугубляет имеющиеся проблемы с обучением. Следует иметь в виду, что ребенок с синдромом недостаточного внимания с гиперактивностью не способен предвидеть последствия своего поведения, не признает авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам. Особенно часто асоциальное поведение наблюдается у таких детей в подростковом периоде, когда на первое место выходит импульсивность, иногда сочетающаяся с агрессивностью.

      Психологи выделяют следующие признаки, которые являются диагностическими симптомами гиперактивных детей:
1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.
2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.
3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).
5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.
6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).
7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.
9. Не может играть тихо, спокойно.
10. Болтливый.
11. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
13. Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице.
14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

Все эти признаки можно сгруппировать по следующим направлениям:

-чрезмерная двигательная активность;
– импульсивность;
– отвлекаемость-невнимательность.


      Прежде всего, родители, заподозрившие у своих детей подобные нарушения, в каком бы возрасте это не произошло, должны обратиться к врачу-неврологу и провести обследование ребенка, ведь иногда под маской СНВГ скрываются другие, более тяжелые заболевания. Условно можно выделить три этапа диагностики этого заболевания.
Первый – субъективный – включает субъективную оценку поведения ребенка исходя из общепринятых диагностических критериев, кроме того, врач подробно расспрашивает родителей об особенностях течения беременности и родов, о перенесенных ребенком заболеваниях, о его поведении. Собирается подробный семейный анамнез
Второй этап – объективный, или психологический. По количеству ошибок, сделанных ребенком при выполнении специальных тестов, и по времени, которое он на это затратил, измеряют параметры внимательности. Такие исследования специалисты  проводят с детьми  пяти-шестилетнего возраста.
На третьем этапе проводят электроэнцефалографическое исследование.
По совокупности полученных результатов выставляется диагноз.
Выделяют три варианта течения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью в зависимости от преобладающих признаков:

1.     синдром гиперактивности без дефицита внимания;

2.     синдром дефицита внимания без гиперактивности (чаще наблюдается у девочек – они достаточно спокойные, тихие, “витающие в облаках”);

3.     синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность (наиболее распространенный вариант).

Рекомендации по воспитанию детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

1.     В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах.

2.     Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».

3.     Говорите сдержанно, спокойно, мягко.

4.     Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

5.     Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

6.     Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).

7.     Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.

8.     Избегайте по возможности скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребенка чрезмерное стимулирующее действие.

9.     Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте шумных, беспокойных приятелей.

10. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

11. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

12. Помните о том, что присущая детям с синдромом дефицита внимания гиперактивность хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.

     Правила работы с гиперактивными детьми:

  • Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
  • Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
  • Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
  • Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
  • Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
  • Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.
  • Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
  • Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
  • Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
  • Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
  • Поощрять ребенка сразу же, не откладывая но будущее.
  • Предоставлять ребенку возможность выбора.
  • Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества!

Коррекция гиперактивности.

  Наиболее приемлемым видом деятельности ребенка, а тем более гиперактивного, является игра. Существуют правила, которые нужно соблюдать как в игре, на занятии, так и в обычной жизни при общении с гиперактивным ребенком.
Правило 1. Не ожидайте всего и сразу. Начинать нужно с тренировки только одной функции (например, только внимания, при этом вы должны быть терпимы к ерзанью на стуле или перебиранию всех предметов на столе в процессе этой работы). Помните, что если вы одергиваете ребенка, то его усилия тут же переключаются на контроль своих действий, а сконцентрироваться на задании ему уже будет трудно. Только через продолжительное время ваших совместных усилий можно начинать требовать не только внимания, но и общепринятого поведения во время ваших игровых занятий.
Правило 2. Предупреждайте переутомление и перевозбуждение ребенка – это усиливает гиперактивность. Вовремя переключайте его на другие виды игр и занятий, но не слишком часто. Важно также соблюдать режим дня, обеспечить ребенку полноценный сон и спокойную обстановку.
Правило 3. Так как гиперактивному ребенку сложно контролировать себя, то он нуждается во внешнем контроле. Очень важно, чтобы взрослые при выставлении внешних рамок из “можно” и “нельзя” были последовательны. Также необходимо учитывать, что ребенок не способен долго ждать, поэтому все наказания и поощрения должны появляться вовремя. Пусть это будет доброе слово, маленький сувенир или условный знак-жетон (сумму которых вы обменяете на что-то приятное), но их передача ребенку должна являться достаточно быстрым проявлением вашего одобрения его действий. Особенно следует поощрять ребенка за выполненную работу, требующую концентрацию внимания: раскрашивание, работу с кубиками, чтение и т.д. Так как болевой порог у ГА детей низкий, то наказание должно быть в форме лишения чего-то или просто недовольства со стороны взрослого, физическое наказание исключено, т.к. не вызовет ничего, кроме агрессии со стороны ребенка. Наказания должны следовать за провинностями быстро и незамедлительно. Т. е. Быть максимально приближенными по времени к неправильному поведению. Если ребенок действительно болен, то ругать его за ГИПЕРАКТИВНОСТЬ не только бесполезно, но и вредно. В таких случаях малыша можно только критиковать. В чем разница? Необходимо давать положительную оценку личности ребенка и отрицательную – его поступкам. («Ты хороший мальчик, но сейчас поступил неправильно, надо вести себя так…»).
Правило 4. Начинать заниматься с гиперактивным ребенком лучше индивидуально и только потом постепенно вводить его в групповые игры, так как индивидуальные особенности таких детей мешают им сосредоточиться на том, что предлагает взрослый, если рядом есть сверстники. Кроме того, невыдержанность ребенка и его неумение придерживаться правил групповой игры могут провоцировать конфликты среди играющих.
Правило 5. Используемые в вашей коррекционной работе игры должны быть подобраны в следующих направлениях:
– игры на развитие внимания;
 – игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации);
– игры, развивающие навыки волевой регуляции (управления);
– игры, способствующие закреплению умения общаться.
Правило 6. Избегать повторения слов « нет » и «нельзя». Говорить сдержанно, спокойно, мягко.
Правило 7. Давать ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Просить что-то принести, сделать и непременно хвалить его за оказанные услуги.
      Прогноз в лечении синдрома дефицита внимания\гиперактивности относительно благоприятен, так как у значительной части детей симптомы исчезают в подростковом возрасте. По мере роста ребенка нарушения в нейромедиаторной системе мозга компенсируются , и часть симптомов регрессирует. Однако в 30% случаев клинические проявления синдрома дефицита внимания \ гиперактивности (чрезмерная импульсивность, вспыльчивость, рассеянность, забывчивость, непоседливость, нетерпеливость, непредсказуемые, быстрые и частые смены настроения) могут наблюдаться и у взрослых.
    У людей с СДВГ часто наблюдают то, что врачи и психологи называют «двойной исключительностью». Они проявляют явную неспособность к чему- то, но и столь же явный талант в другой сфере. Анализируя биографии великих людей, ученые находят признаки СДВГ у многих. Считается, что похожим синдромом страдали Александр Македонский, Леонардо да Винчи, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен, Александр Пушкин, Бенджамин Франклин, Лев Толстой, Альберт Энштейн, Эдгар По, Эрнест Хемингуэй, Пабло Пикассо, Уолт Дисней.
   Признаки гиперактивности могут сохраниться, но на определенных условиях они становятся положительными качествами личности при условии, если найден оптимальный выход энергии; получена правильная поддержка и коррекция в детстве.

      Например, Ю.С. Шевченко – доктор медицинских наук, заведующий кафедрой детской и подростковой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Российской Медицинской академии последипломного образования и дефектологии предлагает три группы развивающих игр для детей с синдромом гиперактивности. Эти игры могут чередоваться в структуре единого игрового сюжета специально организованных занятий, можно играть в них и в свободное время.

Подвижные игры на развитие внимания

а) “Слалом-гигант”. Из стульев делаются две параллельные “трассы” слалома, которые соревнующиеся команды должны преодолеть, двигаясь в оба конца вперед спиной. Тот, кто, лавируя между стульями, заденет один из них, возвращается на старт для повторной попытки. Побеждает команда, первой прошедшая трассу без ошибок.

б) “Гонка за лидером”. Двое участников состязания стоят за кругом из расставленных стульев. Они находятся по оба конца диаметра круга. Одновременно взяв старт, игроки бегут змейкой, вперед спиной, стараясь догнать соперника. Победитель выявляется через пять кругов. Если до этого кто-то три раза задел за стул, то считается побежденным.

в) “Запомни ритм”. Ведущий предлагает участникам повторить за ним ритмическую модель, которую он воспроизвел с помощью хлопков. Для тех, кто не запомнил услышанный образец, дается ориентир в виде цифровой записи его, где цифра изображает число непрерывно, через равные интервалы следующих друг за другом хлопков, а тире между ними – паузы (например, 1-1-3-4-2).

Для облегчения задачи предлагается вслух считать число хлопков в соответствии с их зрительным изображением. После освоения всеми ритмической мелодии она воспроизводится по кругу в индивидуальном, а затем – нарастающем темпе. Сбившийся выбывает.

г) “Машинка”. По той же схеме, что и в предыдущей игре, осваивается пантомимическая модель, состоящая из последовательных групп движений, каждой из которых придумываются условные обозначения (два “квадрата”, две “гармошки”, один “квадрат”).

д) На основе игр, описанных в пунктах “в” и “г”, предлагается игра “Повтори за мной”. Первый участник демонстрирует сопернику собственный ритм или пантомимическую модель в расчете на то, что их сложно повторить. Если соперник не сумел точно воспроизвести задание, автор должен сам повторить свои действия, в противном случае он же и выбывает. Если автор воспроизвел свою модель, то выбывает соперник. Если же последний справился с заданием, то уже он предлагает следующему свой образец для повтора.

е) “Шапка-невидимка”. В течение 3 секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, и затем перечислить их.

Игры на распределение внимания.

a)”Мяч в круге” – стоя в круге, участники перебрасывают друг другу 1, 2, 3 и более мячей, сигнализируя о своих намерениях без помощи слов. Выбывает тот, чей брошенный мяч не был пойман.

б)”Броуновское движение” – ведущий вкатывает в круг один за другим несколько десятков теннисных мячей, которые не должны ни остановиться, ни выкатиться за пределы круга.

г)”Волейбол без мяча” две команды по шесть человек имитируют игру в волейбол по правилам (на три паса), но без мяча, а за счет обмена взглядами и соответствующих движений.

Тренировка усидчивости

а) “Скамья запасных”. Выбывший из какой-либо игры должен сидеть на стуле до ее окончания. Если он встанет со стула или будет вертеться, на всю команду налагается штрафное очко или засчитывается поражение.

б) “Восковая скульптура”. До окончания игры каждый участник должен оставаться в той позе, в какой его оставил “скульптор”.

в) “Живая картина”. Создав сюжетную сценку, ее участники замирают до тех пор, пока водящий не отгадает название картины.

г) “Автомобиль”. Дети выступают в роли деталей автомобиля (“колеса”, “дверцы”, “багажника”, “капота” и т. п.), из которых водящий собирает автомобиль.

д) “Море волнуется” и другие игры типа “Замри – отомри”.

Тренировка выдержки ~ контроль импульсивности

а) “Сила честности”. Каждый член команды должен по очереди отжиматься от пола столько раз, сколько сможет, но “честно”, т. е. не сгибаясь, полностью касаясь грудью пола и подымаясь на вытянутые руки. Как только “честный” отжим не получается, игрока сменяет партнер по команде, а сам он становится в конец строя. Побеждает команда, первой набравшая 100 “честных” отжиманий. То же можно предложить с качанием пресса.

б) “Съедобное – несъедобное”, “Черное с белым не носить”, “да” и “нет” не говорить и подобные игры, требующие самоконтроля во избежание импульсивных реакций.

в) “Подскажи молча”. Там, где по условиям игры дети подсказывают друг другу, это разрешается делать, но только молча. Выкрикнувший подсказку штрафуется или наказывается вся команда.

г) “Продолжи ритм”. Каждый участвует в непрерывном воспроизведении освоенного ритма, имея право только на один хлопок после соседа в круге. Опоздавший со своим хлопком, не выдержавший паузы или сделавший лишний хлопок выбывает.

д) “Скалолазы”. Участники должны пройти вдоль свободной стены, прислоняясь к ней раз за разом минимум тремя конечностями. Кто оторвал или передвинул одновременно две конечности, считается “сорвавшимся” и возвращается на старт. Побеждает команда, первая всем составом добравшаяся до противоположного угла.

е) Игры типа “Угадай мелодию”.

ж) “Личный подвиг”. Несдержанному, импульсивному ребенку дается индивидуальное задание – подняв для ответа руку, самому ее опустить и обдумать то, что хочешь сказать, вновь поднять руку, опять ее опустить и обсудить предполагаемый ответ с соседом. Только после этого вновь поднять руку.

Добившись возможно больших проявлений внимания, самоконтроля и усидчивости в играх с нагрузкой на одну функцию, можно переходить к играм, сочетающим требования к двум функциям одновременно в различных сочетаниях: внимание + усидчивость, внимание+сдержанность, усидчивость+сдержанность. Таковыми являются игра в жмурки с не завязанными, а “на честность” закрытыми глазами, игры “Кто ушел?”, “Кто где сидел?”, “Слепой скульптор” и т. п.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Запись на программы дополнительного образования через ЕПГУЗапись на программы дополнительного образования через ЕПГУ

Алгоритм записи на программы дополнительного образования через портал госуслуг: https://cppisp.ru/wp-content/uploads/2023/09/Запись-через-Госуслуги-компьютер.pdf

Неделя родительской компетентности. Консультация на тему: Невербальные средства общения. Жесты.Неделя родительской компетентности. Консультация на тему: Невербальные средства общения. Жесты.

Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценивать поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального общения.

Памятка “Детский травматизм”Памятка “Детский травматизм”

До настоящего времени, к сожалению, сохраняется высокий уровеньдетского травматизма, приводящего к смертельным исходам.По данным Росстата: травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействиявнешних факторов» занимают первое место (до 30 %) в