Актуальность
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показывает, что количество воспитанников, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 6-7-летнего возраста, не овладевшие звуковой стороной языка из-за неправильного произношения звуков и нарушенного фонематического восприятия.
Проблемой изучения фонематических процессов занимались большое количество ученых. Несмотря на то, что накоплено уже немало экспериментальной и методической литературы, изучение развития фонематических процессов (в том числе фонематического анализа и синтеза) у дошкольников с ФФНР по-прежнему остается актуальным, так как их несформированность занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к учебной дезадаптации детей дошкольного и младшего школьного возраста, что проявляется в виде стойких фонематических дисграфий и дислексий.
Поэтому своевременное выявление, изучение и коррекция речевых нарушений у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) именно в дошкольном возрасте является необходимым условием подготовки детей к школьному обучению.
Цель опыта работы: разработать и экспериментально апробировать систему занятий по развитию фонематического восприятия у старших дошкольников с ФФНР с использованием игровых упражнений.
Задачи:
– проанализировать научную литературу по проблеме исследования.
– определить закономерности развития фонематического восприятия у детей в онтогенезе.
– выявить особенности фонематического восприятия у старших дошкольников с ФФНР.
– изучить возможности использования игровых упражнений для развития фонематического восприятия у старших дошкольников с ФФНР.
– экспериментальным путём исследовать уровень развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.
– разработать и внедрить в практику систему занятий, направленных на развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.
– осуществить оценку эффективности разработанной системы упражнений и заданий.
Новизна опыта: заключается в разработке системы коррекционных занятий по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР с использованием игровых упражнений.
Адресная направленность: мой опыт будет интересен логопедам, педагогам дополнительного образования, воспитателям, родителям.
Условия формирования опыта
В дошкольном возрасте основной вид деятельности ребенка – это игра. Занимательная игровая ситуация помогает ребёнку комфортно и эффективно развивать фонематический слух, восприятие и преодолевать дефектное произношение на индивидуальных, групповых и фронтальных занятиях.
Игровые упражнения для развития фонематических процессов позволяют повышать успешность обучения у детей с речевыми нарушениями и в непринуждённой, интересной форме подготовить дошкольника к обучению грамоте, вызывая естественный интерес к звучанию слова.
Игровые упражнения, направленные на развитие фонематического восприятия, способствуют формированию у детей направленности на звуковую сторону речи, развивают умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять отдельные звуки, различать звуки близкие по звучанию и произнесению. Происходит совершенствование чувственного опыта в области русского языка: развитие способности ребёнка на основе собственного опыта выделять существенные признаки звуков русского языка. Дети знакомятся с материализованными моделями слов (схемами). Учатся выделять все звуки по порядку и моделировать слова.
Начинается работа по формированию фонематического восприятия с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребёнок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать своё произношение.
Работа по развитию фонематического восприятия ведётся сначала на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка.
Следует отметить, что при формировании у детей способности узнавать и дифференцировать неречевые звуки через специально подобранную систему игр и упражнений таких как, «Угадай, что звучало?», «Что делает Петрушка?», «У кого звучит игрушка?» и т. д, формируются также и навыки слухового внимания и слуховой памяти, что в дальнейшем способствует развитию у детей умения дифференцировать звуки речи.
В разделе «Развитие фонематического восприятия» логопедическую работу по развитию у детей способности дифференцировать фонемы исследователи условно делят на шесть этапов:
1) Узнавание неречевых звуков.
2) Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.
3) Различение слов, близких по звуковому составу.
4) Дифференциация слогов.
5) Дифференциация фонем.
6) Развитие навыков элементарного звукового анализа.
Теоретическая база опыта
1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико- фонематическим недоразвитием Ⅰ период. Пособие для логопедов. – 2-е изд.-М. Издательство ГНОМ и Д, 2005.
Предлагаемая система упражнений, кроме закрепления произношения правильно произносимых звуков, формируем первоначальные навыки фонематического анализа, постепенно подводят к овладению элементами грамоты, обогащает словарный запас, развивает мышление и память.
2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико- фонематическим недоразвитием Ⅱ период. Пособие для логопедов. – 2-е изд.-М. Издательство ГНОМ и Д, 2005.
Предлагаемая система упражнений предполагает закрепление в речи произнесения исправленных логопедом звуков, направлена на совершенствование навыков звуко-слогового анализа, формирование первоначальных навыков слогового чтения, обогащение словарного запаса, усвоение основ грамматического строя русского языка, развитие и совершенствование основных познавательных процессов.
3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико- фонематическим недоразвитием III период. Пособие для логопедов. – 2-е изд.-М. Издательство ГНОМ и Д, 2005.
В пособии представлен подробный календарный план коррекционной работы и планы фронтальных занятий, в которых основное внимание уделяется закреплению произношения аффрикат и дифференциации их с другими звуками, дальнейшему совершенствованию навыков звуко-слогового анализа и синтеза, формированию правильного сознательного чтения с переходом от слогового чтения к чтению целыми словами.
4. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи. М.: МГОПИ,1993.-72с
Предлагаемая программа предназначается для воспитателей и логопедов дошкольных групп для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Представленный материал содержит характеристику особенностей речевого развития детей пятилетнего возраста с ФФНР, методические приемы их обследования, раскрывает вопросы организации и содержания коррекционного обучения по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей.
5. Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова. Исправление и предупреждение дисграфии у детей- Москва «Просвещение» 1972 г. В книге содержатся методические рекомендации и практический материал по исправлению и предупреждению дисграфии у детей, приводятся примерные конспекты занятий, игр и упражнений.
6. Т.А. Ткаченко Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Альбом для индивидуальных и групповых занятий с детьми.-М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005.
Альбом содержит описание теоретических положений и практических рекомендаций, лежащих в основе подготовки дошкольников с нарушениями речи к усвоению грамоты. Автором предлагается специальная зрительная символика, позволяющая материализовать звук и тем самым резко повысить эффективность обучения. Подробное описание 50-ти упражнений дает возможность и начинающему логопеду и взрослому, не имеющему специальной подготовки, поэтапно формировать необходимые для овладения чтением и письмом навыки звукового анализа и синтеза у дошкольников.
7. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического слуха у дошкольников.- Изд.5-е Ростов н/Д: Феникс, 2023.
В пособии представлена оригинальная и эффективная система упражнений по развитию фонематического слуха на самом ответственном, пусковом этапе коррекции различных нарушений речи у детей 4-7 лет. Авторская методика, изложенная в рабочей тетради, универсальна, она рекомендована Министерством образования Российской Федерации и получила широкое признание практиков.
8. С. В. Коноваленко, Кременецкая М.И. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза в играх и упражнениях.-М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2022.
Оно содержит упражнения, направленные не только на улучшение звукового анализа и синтеза, развитие фонематического восприятия, но и на совершенствование различных видов внимания, увеличение темпа мыслительных операций, а также расширение активного словаря и улучшение координации движений. Регулярное выполнение рекомендуемых заданий обеспечит достаточно высокую динамику в коррекционно-развивающей работе и позволит облегчить профилактику и коррекцию и нарушений письма и чтения, связанных с нарушением фонематического восприятия.
9. Т.А. Куликовская. Артикуляционная гимнастика в считалках: пособие для логопедов, воспитателей логопедических групп и родителей / Т.А. Куликовская. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.
В пособии предложены эффективные упражнения для укрепления мышц артикуляционного аппарата. Упражнения сопровождаются иллюстрациями и стихотворным текстом.
10. Е.С. Анищенкова. Артикуляционная гимнастика: для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов– М: Издательство АСТ, 2022.
Книга содержит занятия и упражнения для развития мышц артикуляционного аппарата ребёнка. Их регулярное повторение оказывает благоприятное влияние на формирование произносительной стороны речи. Артикуляционная гимнастика способствует выработке правильных движений речевых органов и объединению простых движений в сложные речевые двигательные мелодии.
11. О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева. Логопедические карточки. Артикуляционная гимнастика – Санкт-Петербург: Издательство: Литера, 2022.
Логопедические карточки «Артикуляционная гимнастика» помогут логопедам и родителям разучить с детьми артикуляционную гимнастику – специальные упражнения для органов речи. Она необходима, чтобы подготовить артикуляционный аппарат как для постановки звуков, так и для исправления неверно произносимого ребенком звука. Чтобы поддерживать интерес к логопедическим занятиям, к каждому упражнению для ребенка дано стихотворение-описание.
12. Е.С. Анищенкова. Пальчиковая гимнастика: для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. – Москва: Издательство АСТ, 2022.
Книга содержит занятия и упражнения для пальцев рук ребёнка. Их регулярное повторение способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребёнка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.
13. А.М. Онишкова. Пальчиковая гимнастика: авторский курс в стихах и картинках. М: Издательство Феникс, 2023.
Книга включает в себя инсценировку весёлых стихотворений при помощи пальцев. Упражнения направлены на развитие мелкой моторики рук, которая отвечает за речь ребёнка, чувство ритма, координацию, память, эмоциональную сферу и пространственное мышление. А действия, выполняемые двумя руками одновременно, способствуют формированию межполушарных связей, что в свою очередь влияет на гармоничное развитие психики ребёнка.
14. В.И. Ковалько. Азбука физкультминуток для дошкольников. – М: Издательство: Вако, 2011.
Представлены различные способы физического развития и улучшения здоровья дошкольников. Физкультминутки, упражнения, комплексы даются в игровой форме: они развивают детей физически, помогают снять утомление, развивают эмоции, будят творческую фантазию и воображение.
Области речевого развития образовательной деятельности по ФОП. К концу 7 года жизни ребенок ведет диалог со взрослыми и сверстниками, задает вопросы, интересуется мнением других, расспрашивает об их деятельности и событиях жизни; владеет формулами речевого этикета; коммуникативно-речевыми умениями; успешен в творческой речевой деятельности: сочиняет загадки, сказки, рассказы; речь ребенка грамматически правильная и выразительная. Ребенок использует в речи синонимы, антонимы, многозначные слова, существительные с обобщающими значениями; согласовывает слова в предложении; владеет навыками словообразования; употребляет в речи сложные предложения; умеет пересказывать содержание литературного произведения, пользоваться выразительными средствами; составляет разные виды связных высказываний; различает на слух и в произношении все звуки родного языка, называет слова с определенным звуком, определяет место звука в слове, осуществляет словесный анализ предложений из 2-4 слов, слоговой и звуковой анализ слов, знает буквы; участвует в разгадывании кроссвордов, ребусов. Ребенок проявляет интерес к книгам познавательного и энциклопедического характера, определяет характеры персонажей, их поступки и мотивы поведения; имеет предпочтения в жанрах литературы.
Технология опыта
К группе детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) относятся дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены произносительная сторона речи и особый – фонематический слух.
Помимо нарушения звукопроизношения у детей с ФФНР, которое характеризуется заменой звуков более простыми по артикуляции, нестойким употреблением звуков в речи, заменой группы звуков диффузной артикуляцией, так же недоразвита фонематическая система языка, прежде всего фонематический слух, т.е. дети не различают фонемы в потоке речи. Если нарушение фонематического слуха касается большинства фонем, то страдает понимание речи. У данной группы детей своевременно не формируются простые и сложные формы фонематического анализа, не сформирован фонематический синтез, и нарушены фонематические представления. Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия.
У данной группы детей своевременно не формируются простые и сложные формы фонематического анализа, не сформирован фонематический синтез, и нарушены фонематические представления.
В процессе логопедической работы с детьми с ФФНР необходимо решать задачи, направленные на то, чтобы у детей формировалась фонетическая система языка, развивать у детей полноценный фонематический слух и восприятие, формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза, учитывать аналитико-синтетическую деятельность, обеспечивать усвоение элементов грамоты.
Работа логопеда начинается с формирования простых форм фонематического анализа. В процессе формирования сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать то, что любое умственное действие должно пройти следующие этапы формирования:
На первом этапе необходимо составлять предварительное представление, которое касается задания, осваивать действия с предметами, выполнять действия, касающиеся громкой речи, переносить действия во внутренний план, окончательно формировать внутреннее действие, то есть, переходить на уровень интеллектуальных умений и навыков.
Ребенок получает картинку, рассмотрев которую, необходимо сделать анализ слово-названия, и графическую схему слова, число клеточек которой равняется количеству звуков в слове. Также детям дают фишки. Сначала анализируются односложные слова. По мере того, как ребенок выделяет звуки, фишками он заполняет схему, которая является моделью звукового строения слова. Все действия ребенка – это практическое действие, связанное с моделированием последовательности звуков в слове. Основой овладения фонематическим анализом считается навыки определения первого и последнего звука, его места в слове.
Используя на данном этапе картинки, можно значительно облегчить задачу, поскольку показывает анализ конкретного слова. Графическая схема, направлена на то, чтобы контролировать, правильно ли было выполнено задание. Если после того, как ребенком был сделан анализ, окажется, что одна из клеточек не заполнена, то это свидетельствует о том, что действие выполнено неправильно.
Второй этап заключался в том, что у детей формируются действия фонематического анализа в плане речи. В процессе проведения занятия, материализация действия исключается, а фонематический анализ осуществляется в речевом плане, при этом используются картинки, хотя они и не предъявляются. Дети обязаны назвать слово, а затем определить первый, второй, третий звуки и уточнить число звуков.
Третий этап заключался в формировании действия фонематического анализа в уме. На данном этапе дети должны были определить, каково количество звуков, какова их последовательность, местоположение, и при этом не называть словами картинки, которые используются.
Формировать фонематический анализ следует с учетом усложнения не только форм анализа, но и речевого материала. Процесс коррекции требует огромного внимания, и времени для выполнения различных упражнений, которые необходимо выполнять не один раз. Нельзя начинать изучать следующий материал, пока не усвоен предыдущий. Состояние детской речи улучшаться будет более успешно, если в коррекционную работу с детьми включить также упражнения, задания и игровые приемы.
Если соблюдать в работе вышеперечисленные этапы, то можно добиться положительных результатов.