Конспект занятия по обучению грамоте в логопедической группе на тему: «Знакомство с звуком Л, Ль. Буквой Л.»

Цель: познакомить со звуками (Л), (Ль) и буквой Л.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-формировать правильный артикуляционный уклад произношения звуков Л и Ль;

-формировать «согласный звук», умение выделять звук в словах;

-учить различать звуки по твердости-мягкости;

-учить анализу и синтезу слов;

-совершенствовать навыки аналитико- синтетической деятельности на уровне слова и предложения;

-учить самостоятельно анализировать слова;

-пополнить словарный запас детей словами с изученным звуком;

Коррекционно- развивающие:

-развивать слуховую память и внимание;

-развивать фонематический слух;

Коррекционно- воспитательные;

– воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль за собственной речью.

Оборудование: звуковые человечки, домики, символы звуков, схемы предложений, карточки с картинками на звук Л и Ль, паровоз с вагонами(напечатанный), косточки, шишки на каждого ребенка, полоски белые, тарелки с схемами предложений, презентация, ручки, тетради.

1. Организационный момент

Подходите скорее ко мне(Дети встают в круг и говорят девиз)

-Говорим красиво, четко, внятно.

Чтобы было всем понятно.

2. Артикуляционная гимнастика

-Мы с вами знаем, что язык — это мышца, которую нужно тренировать, для того чтобы как мы уже сказали говорить красиво, четко. Давайте сделаем с вами Артикуляционную гимнастику.

Заборчик, Окно, Лопатка, Вкусное варенье, Лошадка (распечатанный «Дракоша» с языком)

Проходи и вставайте возле своих стульчиков. Давайте с вами вспомним…

3. Что такое звуки и буквы?

– Буквы мы? (видим и пишем)

– Звуки? (говорим и слышим)

– Какие бывают звуки? (гласны и согласные)

– Гласные это? (Это те, звуки, которые не встречают на своём пути преграды, а согласные встречают)

– Какие бывают преграды? (зубы, губы)

– А какие бывают согласныезвуки? (ТВЕРДЫЕ и МЯГКИЕ, ГЛУХИЕ и ЗВОНКИЕ)

– Как мы можем определить звонкий звук или нет? (потрогать горло)

С каким звуком и буквой мы познакомились на прошлом занятии, вспоминайте. Правильно это звук Й, Придумайте любое слово, где есть этот звук, называйте и присаживайтесь за стол.

 -Молодцы, ребята!

4. Знакомство со звуком [Л] и [ЛЬ] .

Сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком и буквой для того, чтобы узнать с каким отгадайте загадку, назовите первый звук в слове:

Сама не ем,

А людей кормлю. (Ложка)

-Правильно! Когда мы произносим этот звук губки слегка в улыбке; зубки сближены; узкий кончик языка поднят за верхние зубки к бугорочкам. Произнесите этот звук.

-Посмотрите на наших звуковых человечков и охарактеризуйте этот звук.

Этот звук какой? (согласный- язычок создает преграду воздуху), он бывает твердым Л произнесите, а братик его мягким, как он звучит? -Ль

– Подставите руку к горлышку, произнесите этот звук и скажите звонкий он или глухой? Горло дрожит, то есть работает, значит он звонкий. Поэтому наши звуковые человечки с колокольчиком в руках.

5. Фонематическое упражнение

– Если услышишь звук Л, нужно поднять кружочек- символ звука синего цвета, а если услышишь звук Ль, какого цвета кружок поднимем? Символ какого звука?

Слова: л, г, ль, мь, бь, ль з, л…; ла, ма, му, лу…; ля, лю, ми

ласка, ложка, пила, кошка, стол, башня, полка, лист, Поля, машина, уголь…

 -Молодцы, очень внимательные. 

5. Задания на интерактивной доске.

Игра «Из круга вон»

Вокруг буквы «Л» должны остаться только те животные, в которых есть звук Л.

Определи, кто останется в кругу, а кто уйдет.

-Давайте уберем лишних животных из круга в которых нет звук Л.

Игра «Поиск картинок с звуком Л и Ль»

– А теперь называйте предметы, в названиях которых есть звук Л и Ль, а я буду нажимать на них и проверять, подходят эти картинки или нет.

6. Речевая зарядка с массажем ладоней

– Вставайте возле стульчиков. Приготовьте-ка, ребята, язычки для зарядки. Чтобы руки не были без дела, возьмите шишки. Проговаривая слоги и слова за мной, прокатываем шишки в ладонях.

Ла-ла-ла – Мила плачет у стола.

Ло-ло-ло – мяч попал в стекло.

Ли-ли-ли – малину мы нашли.

Ля-ля-ля – это круглая земля.

7. Упражнение «Найди место звука в слове» (Совершенствование звукового анализа).

– Где может находиться звук в слове? (в начале, середине, конце). Берите звуковые домики и кружочки. Посмотрите пожалуйста на доску кто на ней? Кто ни будь придумайте предложения с этим словом….  (у меня в руках домик и кружочки, показываю и проверяем)- сделать одну ошибку

8. Звукослоговой анализ слов.

-Уберите звуковые домики и пододвиньте полоски. Давайте выложим несколько слов. Вы самостоятельно, а я я буду делать это на доске – полотне, а потом проверим

Слова:  стол, лисы

(один ребенок делает анализ слова на доске, потом проверяет у других детей)

9. Определение слогов в слове (паровозик с вагонами и картинки с звуком Л.)

-Подойдите к этому столу, я вам раздаю карточки, и вы должны определить сколько слогов в этом слове и поместить в нужный вагон нашего поезда.

10. Физминутка

Давайте встанем в кружок и немного разомнемся.

Мы устали чуточку,

Отдохнем минуточку.

Поворот, наклон, прыжок

Улыбнись, давай, дружок.

Ещё попрыгай: раз, два, три!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И на стульчик ты садись.

11. Знакомство с буквой Л

– А сейчас присаживайтесь за столы и давайте познакомимся с буквой ЛЭ, посмотрите на что похожа буква? Повторяйте и запоминайте за мной. 

Л уставилась на цаплю:

«Мы похожи как две капли:

Ноги длинные у цапли,

Как у буквы Л, не так ли?»

-Сейчас из пальчиков сделаем эту букву: указательный и средний пальцы правой руки, слегка раздвинув, опустить вниз, а остальные пальцы сжать в кулачок, а теперь так же другой рукой, вот такая буква ЛЭ.

-Теперь предлагаю вам выложить эту букву из косточек, можно две, одну большую и другую маленькую.

-Посмотрите у буквы есть вершина, от нее сверху вниз идут линии в разные стороны, посмотрите на стрелочки.

Молодцы ребята, я вам сейчас покажу, как писать печатную букву по клеткам, а вы внимательно следите за моей рукой.У буквы ЛЭ есть две одинаковые стороны, посмотрите. У нее как я уже сказала есть вершина- это цент буквы, она находиться в середине клетки и уже от нее идут линии вниз в угол в одну строну, потом отрываю руку и возвращаюсь опять к вершине и провожу линию в низ, в другой угол. Эту букву пишем сверху вниз.

-От куда начинаем писать букву ЛЭ? (сверху-вниз)

-Берите ручки и приступайте к написанию буквы, образец еще есть у вас в тетради.

12. Работа в тетрадях.

Прочитайте слово, написанное на доске, отступите одну клетку вниз от буквы ЛЭ перепишите это слово в свою тетрадь.Слово- КУКЛА

А теперь посмотрите, кто изображен на картинке? (СЛОН) отступаем одну клетку вправо от написанного слова, и пишем слово слон. Что изображено на этой картинке? (ЛИМОН) напишите это слово, отступив одну клетку вправо.

13. Работа с предложениями 

На полотне есть предложение, прочитайте его. Сколько слов в нем? Почему предложение написано с большой буквы? Что означает точка в конце? Какие еще слова мы обязательно будем писать с большой буквы? Давайте составим схему этого предложения, пододвигайте полоски и схемы предложений.

1.  Лиза шла в магазин.     2.Папа подарил Володе набор пилок.  3. Лида мыла куклу.

(один ребенок составляет предложение из слов на доске и делает схему предложения, а ребята состоятельно и проверяем).

13. Игра\ «Шершавые буквы»

-Давайте поиграем в последнюю вашу любимую игру

14. Итог

-С каким звуком мы познакомились? Какой это звук? Правильно, молодцы!

15. Рефлексия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Казакова Л.В. Родителям о развитии речи детей трёхлетнего возрастаКазакова Л.В. Родителям о развитии речи детей трёхлетнего возраста

СОЗДАНИЕ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ  Ребенок родился…. Мама наклонившись, говорит ровным доброжелательным тоном, одобряя его движения: «Да, так, молодец, у тебя все получится». Другие, порицая: «Нет, так не надо, нельзя так делать!»

Степанова К.Д. Стили семейного воспитанияСтепанова К.Д. Стили семейного воспитания

Ссылка на презентацию: http://cppisp.ru/wp-content/uploads/2023/04/Стили-воспитания.pptx Воспитание детей это сложный и ответственный процесс. Как и для вас, нашей основной задачей является вырастить и воспитать достойного человека, чтобы ваши дети были окружены заботой,

Захарченко Т.Е. Дидактическое пособие “Домик с сюрпризом”Захарченко Т.Е. Дидактическое пособие “Домик с сюрпризом”

ФГОС определили несколько направлений для реализации ООП ДОУ. Одним из направлений является речевое развитие детей дошкольного возраста, задачами которого являются: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;