Цель: познакомить со звуками (Л), (Ль) и буквой Л.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-формировать правильный артикуляционный уклад произношения звуков Л и Ль;
-формировать «согласный звук», умение выделять звук в словах;
-учить различать звуки по твердости-мягкости;
-учить анализу и синтезу слов;
-совершенствовать навыки аналитико- синтетической деятельности на уровне слова и предложения;
-учить самостоятельно анализировать слова;
-пополнить словарный запас детей словами с изученным звуком;
Коррекционно- развивающие:
-развивать слуховую память и внимание;
-развивать фонематический слух;
Коррекционно- воспитательные;
– воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль за собственной речью.
Оборудование: звуковые человечки, домики, символы звуков, схемы предложений, карточки с картинками на звук Л и Ль, паровоз с вагонами(напечатанный), косточки, шишки на каждого ребенка, полоски белые, тарелки с схемами предложений, презентация, ручки, тетради.
1. Организационный момент
Подходите скорее ко мне(Дети встают в круг и говорят девиз)
-Говорим красиво, четко, внятно.
Чтобы было всем понятно.
2. Артикуляционная гимнастика
-Мы с вами знаем, что язык — это мышца, которую нужно тренировать, для того чтобы как мы уже сказали говорить красиво, четко. Давайте сделаем с вами Артикуляционную гимнастику.
Заборчик, Окно, Лопатка, Вкусное варенье, Лошадка (распечатанный «Дракоша» с языком)
Проходи и вставайте возле своих стульчиков. Давайте с вами вспомним…
3. Что такое звуки и буквы?
– Буквы мы? (видим и пишем)
– Звуки? (говорим и слышим)
– Какие бывают звуки? (гласны и согласные)
– Гласные это? (Это те, звуки, которые не встречают на своём пути преграды, а согласные встречают)
– Какие бывают преграды? (зубы, губы)
– А какие бывают согласныезвуки? (ТВЕРДЫЕ и МЯГКИЕ, ГЛУХИЕ и ЗВОНКИЕ)
– Как мы можем определить звонкий звук или нет? (потрогать горло)
С каким звуком и буквой мы познакомились на прошлом занятии, вспоминайте. Правильно это звук Й, Придумайте любое слово, где есть этот звук, называйте и присаживайтесь за стол.
-Молодцы, ребята!
4. Знакомство со звуком [Л] и [ЛЬ] .
Сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком и буквой для того, чтобы узнать с каким отгадайте загадку, назовите первый звук в слове:
Сама не ем,
А людей кормлю. (Ложка)
-Правильно! Когда мы произносим этот звук губки слегка в улыбке; зубки сближены; узкий кончик языка поднят за верхние зубки к бугорочкам. Произнесите этот звук.
-Посмотрите на наших звуковых человечков и охарактеризуйте этот звук.
Этот звук какой? (согласный- язычок создает преграду воздуху), он бывает твердым Л произнесите, а братик его мягким, как он звучит? -Ль
– Подставите руку к горлышку, произнесите этот звук и скажите звонкий он или глухой? Горло дрожит, то есть работает, значит он звонкий. Поэтому наши звуковые человечки с колокольчиком в руках.
5. Фонематическое упражнение
– Если услышишь звук Л, нужно поднять кружочек- символ звука синего цвета, а если услышишь звук Ль, какого цвета кружок поднимем? Символ какого звука?
Слова: л, г, ль, мь, бь, ль з, л…; ла, ма, му, лу…; ля, лю, ми
ласка, ложка, пила, кошка, стол, башня, полка, лист, Поля, машина, уголь…
-Молодцы, очень внимательные.
5. Задания на интерактивной доске.
Игра «Из круга вон»
–Вокруг буквы «Л» должны остаться только те животные, в которых есть звук Л.
Определи, кто останется в кругу, а кто уйдет.
-Давайте уберем лишних животных из круга в которых нет звук Л.
Игра «Поиск картинок с звуком Л и Ль»
– А теперь называйте предметы, в названиях которых есть звук Л и Ль, а я буду нажимать на них и проверять, подходят эти картинки или нет.
6. Речевая зарядка с массажем ладоней
– Вставайте возле стульчиков. Приготовьте-ка, ребята, язычки для зарядки. Чтобы руки не были без дела, возьмите шишки. Проговаривая слоги и слова за мной, прокатываем шишки в ладонях.
Ла-ла-ла – Мила плачет у стола.
Ло-ло-ло – мяч попал в стекло.
Ли-ли-ли – малину мы нашли.
Ля-ля-ля – это круглая земля.
7. Упражнение «Найди место звука в слове» (Совершенствование звукового анализа).
– Где может находиться звук в слове? (в начале, середине, конце). Берите звуковые домики и кружочки. Посмотрите пожалуйста на доску кто на ней? Кто ни будь придумайте предложения с этим словом…. (у меня в руках домик и кружочки, показываю и проверяем)- сделать одну ошибку
8. Звукослоговой анализ слов.
-Уберите звуковые домики и пододвиньте полоски. Давайте выложим несколько слов. Вы самостоятельно, а я я буду делать это на доске – полотне, а потом проверим
Слова: стол, лисы
(один ребенок делает анализ слова на доске, потом проверяет у других детей)
9. Определение слогов в слове (паровозик с вагонами и картинки с звуком Л.)
-Подойдите к этому столу, я вам раздаю карточки, и вы должны определить сколько слогов в этом слове и поместить в нужный вагон нашего поезда.
10. Физминутка
Давайте встанем в кружок и немного разомнемся.
Мы устали чуточку,
Отдохнем минуточку.
Поворот, наклон, прыжок
Улыбнись, давай, дружок.
Ещё попрыгай: раз, два, три!
На соседа посмотри,
Руки вверх и тут же вниз
И на стульчик ты садись.
11. Знакомство с буквой Л
– А сейчас присаживайтесь за столы и давайте познакомимся с буквой ЛЭ, посмотрите на что похожа буква? Повторяйте и запоминайте за мной.
Л уставилась на цаплю:
«Мы похожи как две капли:
Ноги длинные у цапли,
Как у буквы Л, не так ли?»
-Сейчас из пальчиков сделаем эту букву: указательный и средний пальцы правой руки, слегка раздвинув, опустить вниз, а остальные пальцы сжать в кулачок, а теперь так же другой рукой, вот такая буква ЛЭ.
-Теперь предлагаю вам выложить эту букву из косточек, можно две, одну большую и другую маленькую.
-Посмотрите у буквы есть вершина, от нее сверху вниз идут линии в разные стороны, посмотрите на стрелочки.
–Молодцы ребята, я вам сейчас покажу, как писать печатную букву по клеткам, а вы внимательно следите за моей рукой.У буквы ЛЭ есть две одинаковые стороны, посмотрите. У нее как я уже сказала есть вершина- это цент буквы, она находиться в середине клетки и уже от нее идут линии вниз в угол в одну строну, потом отрываю руку и возвращаюсь опять к вершине и провожу линию в низ, в другой угол. Эту букву пишем сверху вниз.
-От куда начинаем писать букву ЛЭ? (сверху-вниз)
-Берите ручки и приступайте к написанию буквы, образец еще есть у вас в тетради.
12. Работа в тетрадях.
Прочитайте слово, написанное на доске, отступите одну клетку вниз от буквы ЛЭ перепишите это слово в свою тетрадь.Слово- КУКЛА
А теперь посмотрите, кто изображен на картинке? (СЛОН) отступаем одну клетку вправо от написанного слова, и пишем слово слон. Что изображено на этой картинке? (ЛИМОН) напишите это слово, отступив одну клетку вправо.
13. Работа с предложениями
На полотне есть предложение, прочитайте его. Сколько слов в нем? Почему предложение написано с большой буквы? Что означает точка в конце? Какие еще слова мы обязательно будем писать с большой буквы? Давайте составим схему этого предложения, пододвигайте полоски и схемы предложений.
1. Лиза шла в магазин. 2.Папа подарил Володе набор пилок. 3. Лида мыла куклу.
(один ребенок составляет предложение из слов на доске и делает схему предложения, а ребята состоятельно и проверяем).
13. Игра\ «Шершавые буквы»
-Давайте поиграем в последнюю вашу любимую игру
14. Итог
-С каким звуком мы познакомились? Какой это звук? Правильно, молодцы!
15. Рефлексия