Шашаева Е.М. Речевая готовность ребёнка к школе

Дефектологов и врачей уже давно волнует то обстоятельство, что в последние десятилетия во всем мире постоянно растет число детей с не резко выраженными отклонениями в развитии, в том числе и речевом. 

У ребенка, например, может несколько запаздывать появление фразовой речи, дольше обычного срока задерживается детское произношение некоторых звуков, могут наблюдаться отдельные неправильности в употреблении предлогов, в согласовании слов в предложении и т.п. Речь в целом при этом вполне понятна и не вызывает у него трудности в общении. По этой причине в дошкольном возрасте небольшие отклонения в речевом развитии ребенка обычно не беспокоят родителей и даже не замечаются многими из них. 

Но дело резко меняется с началом школьного обучения, когда к речи детей начинают предъявляться повышенные требования. Очень важно устранить недостатки звукопроизношения еще в дошкольном возрасте, до того, как они превратятся в стойкий сложный дефект, который исправить в младшем школьном возрасте сложнее, и эта работа требует длительного времени. Дети, у которых в школьном возрасте остаются дефекты звукопроизношения, отгораживаются стеной молчания от взрослых и сверстников. У них чаще возникают неврозы. 

Все дети с отставанием (пусть даже небольшим) в речевом развитии как бы сразу «высвечиваются» уже на самых первых этапах обучения их чтению и письму. Многие из них с большим трудом овладевают этими сложными процессами, а в дальнейшем пишут с множеством специфических ошибок, которые не удается преодолеть обычными школьными методами. Знание грамматических правил не помогает, к тому же ребенок как бы «не умеет» эти правила применять. 

Более того, речевые нарушения, встречающиеся у детей шестилетнего возраста, являются серьезным препятствием в овладении ими на начальных этапах обучения письмом и чтением, а на более поздних этапах – в усвоении ими грамматики родного языка и программ гуманитарных предметов. 

Частичные расстройства процессов письма называют дисграфией, основными признаками которой являются специфические ошибки, не связанные с применением орфографических правил. Это пропуски, перестановки, недописывания букв слов, наращивания слов лишними буквами и слогами, искажения слов, смешное написание слов и их произвольное деление, неумение определить границы предложения, нарушения смягчения согласных, ошибки в согласовании и управлении слов. 

Некоторые учителя и родители считают дисграфические ошибки нелепыми. На самом деле в основе подобных ошибок лежат более серьезные причины: несформированность фонематического слуха (слуха на звуки русского языка), фонематического восприятия (умения следить за звуками речи в речевом потоке). 

Недоразвитие фонематического слуха и фонематического восприятия ведет к нарушению функций фонематического анализа. Наблюдаются трудности в различении: 1) звонких и глухих согласных; 2) твердых и мягких согласных; 3) свистяще-шипящих согласных; 4) свистящих между собой; 5) шипящих между собой; 6) сонорных. 

Такое нарушение отражается и на словаре. Формирование словарного запаса замедленно и неполно. Часто смешиваются по значению слова, имеющие сходный звуковой состав. В связи с этим с трудом формируются функции словообразования и словоизменения. Возникают трудности в формировании грамматического строя. 

В дальнейшем дело осложняется тем, что к плохим оценкам обычно добавляются отклонения в поведении ребенка, повышенная утомляемость и нервозность, поскольку приготовление школьных уроков затягивается в большинстве случаев до поздней ночи. В итоге – негативное отношение к школе, конфликтная обстановка в семье и прочее. Нередки случаи, когда по причине речевых нарушений ребенок практически не усваивает программу начальной школы. 

Таким образом, каждый приходящий в школу ребенок должен располагать всеми необходимыми для усвоения письма и грамматики предпосылками: 

  1. четкая слуховая дифференциация всех звуков речи;
  2. правильное произношение всех звуков;
  3. владение простейшими видами звукового анализа слова;
  4. словарный запас от 3 до 5 тысяч слов;
  5. отсутствие аграмматизмов (ошибок в согласовании и управлении);
  6. достаточный уровень развития зрительно-пространственных представлений;
  7. достаточно развитая тонкая ручная моторика;



Существует много причин, создающих проблемы в развитии речи, и не всегда можно сказать, что именно приводит к определенным трудностям или отставанию. 

Анализ литературных данных позволяет установить целый ряд причин возникновения нарушений письма и чтения. Нарушения могут быть обусловлены: 


  1. задержкой в формировании определенных систем, важных для освоения письменной речи;
  2. вследствие вредных факторов, действовавших в различные периоды развития ребенка;
  3. наследственная предрасположенность, когда передается качественная незрелость отдельных мозговых структур, участвующих в организации письменной речи;
  4. органические речевые расстройства;
  5. трудности становления латерализации (межполушарных связей);
  6. нарушение синтеза слуховых и зрительных возбуждений на уровне КГМ (коры головного мозга);
  7. несформированность произвольной моторики;
  8. недостаточность слухо-моторных координаций и чувства ритма;
  9. снижение слуха, зрения;
  10. неправильное речевое воспитание в семье;
  11. двуязычие в семье;
  12. аффективные расстройства и т. д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Казакова Л. В. Как помочь неговорящему ребёнку.Казакова Л. В. Как помочь неговорящему ребёнку.

       В последнее время, придя на консультацию к логопеду, очень часто родители одинаково описывают свои жалобы, что активный словарь их ребенка состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных