Дефектологов и врачей уже давно волнует то
обстоятельство, что в последние десятилетия во всем мире постоянно растет число
детей с не резко выраженными отклонениями в развитии, в том числе и
речевом.
У ребенка, например, может несколько запаздывать появление фразовой речи, дольше
обычного срока задерживается детское произношение некоторых звуков, могут
наблюдаться отдельные неправильности в употреблении предлогов, в согласовании
слов в предложении и т.п. Речь в целом при этом вполне понятна и не вызывает у
него трудности в общении. По этой причине в дошкольном возрасте небольшие
отклонения в речевом развитии ребенка обычно не беспокоят родителей и даже не
замечаются многими из них.
Но дело резко меняется с началом школьного обучения, когда к речи детей
начинают предъявляться повышенные требования. Очень важно устранить недостатки
звукопроизношения еще в дошкольном возрасте, до того, как они превратятся в
стойкий сложный дефект, который исправить в младшем школьном возрасте сложнее,
и эта работа требует длительного времени. Дети, у которых в школьном возрасте
остаются дефекты звукопроизношения, отгораживаются стеной молчания от взрослых
и сверстников. У них чаще возникают неврозы.
Все дети с отставанием (пусть даже небольшим) в речевом развитии как бы сразу
«высвечиваются» уже на самых первых этапах обучения их чтению и письму. Многие
из них с большим трудом овладевают этими сложными процессами, а в дальнейшем
пишут с множеством специфических ошибок, которые не удается преодолеть обычными
школьными методами. Знание грамматических правил не помогает, к тому же ребенок
как бы «не умеет» эти правила применять.
Более того, речевые нарушения, встречающиеся у детей шестилетнего возраста,
являются серьезным препятствием в овладении ими на начальных этапах обучения
письмом и чтением, а на более поздних этапах – в усвоении ими грамматики
родного языка и программ гуманитарных предметов.
Частичные расстройства процессов письма называют дисграфией, основными
признаками которой являются специфические ошибки, не связанные с применением
орфографических правил. Это пропуски, перестановки, недописывания букв слов,
наращивания слов лишними буквами и слогами, искажения слов, смешное написание
слов и их произвольное деление, неумение определить границы предложения,
нарушения смягчения согласных, ошибки в согласовании и управлении слов.
Некоторые учителя и родители считают дисграфические ошибки нелепыми. На самом
деле в основе подобных ошибок лежат более серьезные причины: несформированность
фонематического слуха (слуха на звуки русского языка), фонематического
восприятия (умения следить за звуками речи в речевом потоке).
Недоразвитие фонематического слуха и фонематического восприятия ведет к
нарушению функций фонематического анализа. Наблюдаются трудности в различении:
1) звонких и глухих согласных; 2) твердых и мягких согласных; 3)
свистяще-шипящих согласных; 4) свистящих между собой; 5) шипящих между собой;
6) сонорных.
Такое нарушение отражается и на словаре. Формирование словарного запаса
замедленно и неполно. Часто смешиваются по значению слова, имеющие сходный
звуковой состав. В связи с этим с трудом формируются функции словообразования и
словоизменения. Возникают трудности в формировании грамматического строя.
В дальнейшем дело осложняется тем, что к плохим оценкам обычно добавляются отклонения
в поведении ребенка, повышенная утомляемость и нервозность, поскольку
приготовление школьных уроков затягивается в большинстве случаев до поздней
ночи. В итоге – негативное отношение к школе, конфликтная обстановка в семье и
прочее. Нередки случаи, когда по причине речевых нарушений ребенок практически
не усваивает программу начальной школы.
Таким образом, каждый приходящий в школу ребенок должен располагать всеми
необходимыми для усвоения письма и грамматики предпосылками:
- четкая слуховая дифференциация всех звуков речи;
- правильное произношение всех звуков;
- владение простейшими видами звукового анализа слова;
- словарный запас от 3 до 5 тысяч слов;
- отсутствие аграмматизмов (ошибок в согласовании и управлении);
- достаточный уровень развития зрительно-пространственных представлений;
- достаточно развитая тонкая ручная моторика;
Существует много причин, создающих проблемы в развитии речи, и не всегда можно
сказать, что именно приводит к определенным трудностям или отставанию.
Анализ литературных данных позволяет установить целый ряд причин возникновения
нарушений письма и чтения. Нарушения могут быть обусловлены:
- задержкой в формировании определенных систем, важных для освоения письменной речи;
- вследствие вредных факторов, действовавших в различные периоды развития ребенка;
- наследственная предрасположенность, когда передается качественная незрелость отдельных мозговых структур, участвующих в организации письменной речи;
- органические речевые расстройства;
- трудности становления латерализации (межполушарных связей);
- нарушение синтеза слуховых и зрительных возбуждений на уровне КГМ (коры головного мозга);
- несформированность произвольной моторики;
- недостаточность слухо-моторных координаций и чувства ритма;
- снижение слуха, зрения;
- неправильное речевое воспитание в семье;
- двуязычие в семье;
- аффективные расстройства и т. д.