Диагноз «Задержка психоречевого развития» (ЗПРР) не так страшен, когда знаешь пути решения этой проблемы.
Так что такое ЗПРР? Каковы причины? И как помочь ребенку? На эти вопросы постараюсь ответить.
Развитие головного мозга запрограммировано генетически и продолжается в течение многих лет после рождения: в определенной последовательности созревают разные структуры мозга и формируются специфические свойства отдельных мозговых систем. Созревание систем мозга связано с влиянием внешней среды и в значительной степени зависит от поступающей в мозг информации.
Чем отличаются дети с ЗПРР от нормально развивающихся сверстников?
У большинства детей с ЗПРР развитие мозговых структур и связей между ними отстает от возрастной нормы, от физиологических характеристик детей того же возраста; у детей наблюдается недоразвитие высших психических функций, а следовательно, и недоразвитие речи. У детей с ЗПРР отмечается замедленный темп речевого развития, качественное своеобразие и большая распространенность нарушений речи; недостаточность дифференциации речеслухового восприятия, которая проявляется в неразличении смысла отдельных слов, звуков; нарушение звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие аграмматизмов, речевая инактивность. В анамнезе детей отмечается появление первых слов лишь к 2-2,5 годам. Дети могут быть гиперактивными, для которых характерно двигательное беспокойство, неусидчивость, обилие лишних движений, недостаточная целенаправленность, повышенная возбудимость. Это сочетается с недостаточностью направленного внимания, сниженным объемом и концентрацией внимания, повышенной отвлекаемостью. У других детей, наоборот, на первый план выступает заторможенность, вялость, замедленность любой деятельности, инертность.
Следует отметить, что дети с ЗПРР моторно неловкие: поздно овладевают двигательными навыками, бывают менее ловкими по сравнению со сверстниками, имеют неловкую походку, плохую координацию движений, отставание в развитии мелкой моторики рук.
Поэтому, во-первых, что должен сделать родитель, это проконсультировать своего ребенка у врача-невролога для назначения медикаментозного лечения, стимулирующего развитие и созревание нервной системы ребенка с ЗПРР.
Следует отметить, что помощь ребенку в умственном, физическом, речевом развитии – это огромный повседневный труд родителей. И в этом нелегком труде ведущая роль принадлежит организации игр, которые следует рассматривать не как забаву, а как терапевтическую процедуру, которая должна проводиться регулярно и целенаправленно. Одних детей необходимо учить правильному использованию игрушки, у других на основе игры осуществляется развитие зрительного и слухового внимания и памяти, у третьих можно сформировать обобщающие понятия. Игра для всех детей является ведущим видом деятельности. В игре ребенок учится мыслить, развивает свои способности и сноровку, внимание, память, вырабатывает настойчивость и выдержку, формирует его чувства, наблюдательность и речь.
Если ребенок не умеет играть, то его нужно этому научить. Обучение игре можно проводить как в неожиданной ситуации, так в специально отведенное время (до кормления). Выбирая игрушку, родитель должен учитывать возраст, умственные и двигательные возможности ребенка. Создавая игровые ситуации, взрослый должен вызывать у ребенка радостное отношение и интерес к игрушке. Полезно стимулировать у детей отражение действия, а именно: «сделай, как я», «сделай, как папа».
Вы, наверно, не раз слышали о том, что необходимо развивать мелкую моторику рук? А для чего?
Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы Бехтерева В.М. доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшать произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Таким образом, выполняя пальчиковые игры, мы стимулируем речевые зоны коры головного мозга, формируем билатеральные связи, развиваем нейродинамику.
Развитие мелкой моторики хорошо сочетать с артикуляционной гимнастикой (АГ), которая направлена на выработку подвижности губ, языка, нижней челюсти, что необходимо для правильного произнесения звуков, звукосочетаний и слов. АГ должна проводиться перед зеркалом (зрительный контроль), в удобном положении, под счет или слова, в стихотворной форме (н.: Вот понравится слону, губы хоботом тяну.).
Если ребенок не говорит, то необходимо научить его показывать предметы (н.: игрушки), части тела по просьбе взрослого («Покажи нос») –выполнение простой инструкции. Предложите ребенку угадать предмет по описанию. Следующий этап в речевом развитии – это работа над пониманием названий действий (глаголов) и вопросов, связанных с ними. Не забываем про использование наглядной опоры (которая должна быть четкой, понятной, соответствовать реальности) для лучшего осознания действия.
Как и игре, будем приучать детей с ЗПРР слушать сказки и стихотворения. Старайтесь подбирать хорошо иллюстрированные тексты с ясным, простым содержанием. Не бойтесь читать или рассказывать детям один и тот же текст несколько раз – дети любят то, что им знакомо!
Например:
Котик выпил молока,
Откусил он пирога,
Лапки вытер, нос помыл.
«Мяу! Мяу!» – говорил.
Рассматривая картинки, просите ребенка повторять звукоподражания предметам окружающей действительности и животным. Любые звукоречевые проявления детей встречайте радостным одобрением, похвалой, так как они являются ведущими стимулами в развитии речевой интенции ребенка с ЗПРР. Ваша речь должна быть четкой, орфоэпически правильной, выразительной и эмоциональной. Когда ребенок четко воспроизводит звукоподражания, следует переходить к воспроизведению простых двусоставных слов, состоящих из одинаковых слогов- мама, папа, баба, а потом из разных – ноты, лиса, вата.
Обучайте ребенка не только слушать адаптированные сказки, но и повторять за Вами те фрагменты, которые доступны ребенку. Со временем , ребенок с ЗПРР научится пересказывать небольшие рассказы и сказки.
От занятия к занятию у Вашего ребенка будет увеличиваться и активный и пассивный словарь.
Для развития высших психических функций (памяти, внимания, мышления, воображения) необходимо использовать следующие игры: «Пирамидка», «Почтовый ящик», «Разрезные картинки», «Что изменилось?», «Чего не хватает», «Нелепицы», «Тематические лото» и т.д.
Комплексная работа, направленная на развитие высших психических функций, общей, мелкой, артикуляционной моторики, формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи, основанное на одобрении, похвале, добьется поставленной перед Вами цели, а именно, помогут ребенку полноценно развиваться и черпать знания необъятного мира!
Список использованной литературы:
1.Маркова Л.С.Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития.- М.: «Аркти», 2002.
2.Максакова А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок.- М.: «Просвещение», 1988.
3.Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками.- М.: «Академия»,2003.
4.Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г.Шевченко.- М.: «Аркти», 2001.
5.Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: «Родничок», 2003.
6. Логопедия / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: «Владос»,2002.