Цель: совместно с родителями определить способы воспитания, воздействия на детей.
Задачи:
– создание доброжелательной атмосферы в коллективе родителей, установление с родителями эмоционального контакта;
– обмен мнениями по теме выступления;
– повышение мотивации родителей к поиску психологически грамотных способов воспитания, воздействия на детей.
Категория участников: педагог, педагог-психолог, родители учащихся начальных классов.
Этапы: организационный, основной, заключительный.
Предварительная работа: анкетирование родителей.
Материалы и оборудование: стулья по количеству участников, интерактивная доска, проектор, на эл. носителе слайды, сопровождающие выступление.
Ход выступления:
Организационный этап
– Здравствуйте, уважаемые родители! Очень рада всех вас видеть, спасибо, что вы готовы принимать активное участие в жизни своих детей и школы. Сегодня я хотела бы обсудить с вами очень актуальную для современных семей проблему – «Дети у власти. Кто такое допустил?»
Количество семей, где дети манипулируют своими родителями, стремительно увеличивается, и это подтверждается опытом работы многих педагогов и психологов.
Основной этап
– Анализируя причины обращений родителей к классным руководителям и педагогу-психологу, я сделала вывод, что большинство родителей жалуются, что дети их не слушаются, а, наоборот, стараются командовать ими. Многие родители честно признают, что дети ими манипулируют. Когда родители осознают происходящее – это первый и важный шаг, чтобы начать менять ситуацию. Однако есть родители, которые даже не подозревают, что их дети ими управляют и манипулируют.
Как же понять, что ребенок вами управляет? Очень просто! У этой категории взрослых в поведении с ребенком есть очень выраженные особенности:
– вместо того, чтобы потребовать от ребенка выполнения упражнения или задания, начинают его спрашивать, хочет ли он его делать. Зачем делать, если можно и не делать! Поэтому естественно, что в ответ будет «нет», так как у ребенка нет желания прикладывать усилия и ему ещё дали право выбрать в пользу того, чтобы отказаться от выполнения;
– мой ребенок не хочет – таким ответом сегодня родители всё чаще стали объяснять, почему они не придут на урок или не смогут пройти исследование, или отказываются от участия в программах просто по той причине, что этого не хочет их ребенок;
– когда дети «встревают» в разговор взрослых – сегодня это уже стало нормой, что родители допускают встревание ребенка в разговор взрослых и начинают решать его проблемы, переключив на него все свое внимание.
Признаки того, что в семье главный ребенок:
– ребенок постоянно требует и приказывает. При этом его приказы касаются даже тех дел, которые он вполне способен выполнить сам;
– отсутствие у ребенка самостоятельности и ответственности. Основная причина – родители все делают сами за своих детей, в том числе выполняют за них домашнее задание;
– истерика или неадекватное реагирование ребенка на справедливые замечания;
– для многих современных детей характерно отсутствие какой-либо реакции на слова родителей.
Сегодня все чаще родители стали жаловаться на то, что им приходится по 10 раз повторять одно и то же, чтобы достучаться до ребенка. Однако такой подход только еще больше усугубляет ситуацию как в детско-родительских отношениях, так и в обучении в целом. Потому что в мозге ребенка формируется соответствующая нейронная связь: можно не слушать, что ему говорят, так как все равно повторят еще несколько раз. Но в школе и на онлайн-занятиях никто не будет повторять 10 раз, ребенок должен уметь понимать задание с первого раза!
В итоге нарушается правило «одного раза», которое во многом определяет принципы детско-родительских отношений. Именно родители должны формировать у ребёнка умение слышать с первого раза, потому что в противном случае поощряется формирование у детей так называемых «командирских замашек». Естественно, что у детей, которые привыкли командовать, у которых нет никаких обязанностей в доме, не сформированы навыки самодисциплины, ответственности, у них нет мотивации что-либо делать. Потому что они привыкли, что за них все делают другие, то есть родители!
Родители таких детей, в свою очередь, требуют от учителей и специалистов, к которым обращаются за помощью, чтобы они понимали особенности ребенка и не требовали слишком много от него. К чему это приводит?
К тому, что сами родители вольно или невольно своим поведением провоцируют у ребенка формирование «командирских» навыков по отношению не только к ним, но и к другим взрослым или своим сверстникам. Но с другими эта модель поведения не проходит. И это уже служит причиной социальной дезадаптации ребенка в обществе. Закладка столь деструктивной модели социального поведения идет в семье с самого раннего детства! Итог – формирование такой модели поведения, как «Сделай ты!». Родители даже не замечают, как они попадают в ловушку манипуляций своего ребенка. А когда они осознают факт манипулирования, то самостоятельно выйти из этой ситуации бывает уже очень сложно. Постепенно это приводит к тому, что ребенок теряет самообладание и самоконтроль, что негативно сказывается на его социальном поведении и учебе. Чтобы помочь своему ребенку стать более самостоятельным, ответственным, сформировать у него мотивацию учиться и меняться, в первую очередь должны измениться сами родители.
Манипуляции – столкновение авторитетов родителей и детей. Кто кого? Воевать на семейном фронте, сами понимаете, не очень приятно, а потому часто родители сдаются без боя. Причина манипуляции не только в том, что ребенок хочет добиться контроля над родителями, но и в том, что мамы и папы не видят других способов налаживания контакта со своими детьми, кроме, как ублажать свое дитя. Что же может быть еще?
Недостаток внимания родителей. Ребенок всячески пытается сделать так, чтобы родители его заметили, отвлеклись от ежедневной рутины дел и увидели, что есть их ребенок, который нуждается в любви, ласке, заботе и внимании. В силу маленького возраста или подросткового, не умеют объяснить, чего хотят, поэтому выбирают метод манипулирования. У многих это становится привычкой. Если родители поддаются на уловки ребенка, манипуляции становятся частью его характера.
Что делать, чтобы прекратить манипуляции детей? Сначала необходимо разобраться, действительно ли поведение ребенка является манипуляцией или это сигнал о помощи. Зная это, вам будет легче и результативнее выбирать тактику поведения с ним. И так:
– относитесь к ребенку с пониманием, отзывчивостью, любовью. Прекратите жалеть манипулятора, наберитесь сил и терпения;
– оставайтесь спокойными и непреклонными к истерикам и слезам ребенка;
– уделяйте больше внимания общению со своим ребенком. В беседе вы сможете объяснить ему свои аргументы, привести разные жизненные примеры, научить ребенка находить выход из создавшейся ситуации самостоятельно и достойно. Учитесь сами и учите ребенка управлять своими эмоциями;
– договоритесь с мужем (женой) и остальными родственниками о единстве намерений и воспитании. Чтобы запрет одного из родителей никогда не становилось разрешением от другого;
– умейте твердо, а порой и категорично говорить «нет». Чтобы ребенок понимал, что торговаться с родителем не имеет смысла;
– научитесь пресекать манипуляции, как только вы это заметили. Ребенок может их менять и учиться новым. Только не используйте при этом физические наказания. Понятно, что это будет резкая ваша реакция на очередной поступок ребенка, но это не исправит, а только усугубит положение дел;
– старайтесь сами не быть манипуляторами. Не используйте манипуляции в своих целях. Например: «Уберешь в комнате, получишь 50 рублей». Обращаясь так к ребенку, вы являетесь примером человека-манипулятора;
– учите брать ответственность за слова и поступки. Как правило, дети не задумываются о последствии своих желаний и негативного поведения. Научите достигать желаемого не требованиями, а просьбами, задумываться о том, насколько важно то, чего он так хочет.
Если не научиться справляться с манипуляциями ребенка в детстве, то ребенок может вырасти с неправильными жизненными установками. У ребенка сформируются нездоровые установки, которые не позволят строить нормальные взаимоотношения с окружающим миром. Это может помешать общению с людьми, перерасти в эмоциональную зависимость, депрессию. Разобравшись в причинах возникновения манипуляций, вы сможете исключить их из вашего общения с ребенком и сохранить тепло, доверительные отношения и взаимное уважение между вами.
Заключительный этап
Большое спасибо за внимание! Хотелось бы услышать ваше мнение. Поделитесь, пожалуйста, своими эмоциями и впечатлениями (родителям предлагается продолжить предложения: «Сегодня для меня новым было….», «Теперь я буду….» и т.д.).
Наша с вами встреча была очень позитивной и плодотворной. Подводя итог, хочу отметить – если в ваших семьях будет принято открыто говорить о своих желаниях и на первом месте будет стоять доверие, то и ребенок будет жить по вашим правилам. В чем тогда смысл манипуляции, ведь так?
Всем большое спасибо! Если вам будет необходима индивидуальная консультация, мои контактные данные есть у классных руководителей, пожалуйста, обращайтесь.
Приложение 1
Анкета для родителей «Верно ли, выбран принцип воспитания детей?»
Можете ли вы:
1.В любой момент оставить свои дела и заняться ребенком?
2. Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?
3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
4. Извиниться перед ребенком в случае, если вы были неправы?
5. Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вас вывел из себя?
6. Поставить себя на место ребенка?
7. Поверить хотя бы на секунду, что вы добрая фея или прекрасный принц?
8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
9. Всегда воздержаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
10. Пообещать ребенку, исполнить его желание за хорошее поведение?
11. Выделить ребенку один день, когда он может делать что желает, и вести себя как хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?
12. Не прореагировать если ваш ребенок ударил, толкнул или обидел незаслуженно другого ребенка?
13. Устоять против слез, капризов, обид, просьб, если известно, что это прихоть?
Варианты ответов:
А – могу и всегда так поступаю – 3 балла.
Б – могу, но не всегда так поступаю – 2 балла.
В – не могу – 1 балл.