Щербакова О.В. Родительское собрание на тему: “Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики”

Ссылка на презентацию: http://cppisp.ru/wp-content/uploads/2023/05/Развитие-речи-детей-посредством-мелкой-моторики.pptx

Пояснительная записка.

Цель: сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики в развитии речи детей. 
Задачи: 

1.Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей.
2.Показать родителям важность работы по развитию мелкой моторики рук.

3.Научить родителей по-новому играть с детьми, применяя  нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук, привить навыки игрового взаимодействия.
4.Обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи дошкольника.

5.Вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы. 
Участники: родители.
Форма проведения: Консультация о роли мелкой моторики в развитии речи детей  с элементами игрового тренинга, все собрание сопровождается показом презентации.

Ход собрания:

Добрый вечер, уважаемые родители! Очень рада встрече с вами. Спасибо, что вы пришли на родительское собрание!

Наше собрание мне хотелось бы начать с загадки:

Пятерка братьев неразлучна,
Им вместе никогда не скучно.
Без них нам трудно жить на свете:
Не сможем шить, носить, держать.
Они нужны нам, чтоб трудиться,
Чтоб кушать, мыться, постирать.

              (Пальцы.)

Действительно, это пальцы.

Тема нашего собрания-практикума посвящена как раз им, а точнее – развитию мелкой моторики рук у ребёнка.

В.А. Сухомлинский утверждал, что «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

Что же такое мелкая моторика?

Под термином мелкая моторика О.И. Крупенчук понимает скоординированные движения пальцев и кистей рук. Мелкая моторика рук тесно связана с такими свойствами, как внимание, мышление, пространственное восприятие, нервная система, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память и речь. Автор отмечает, что в мозге человека есть центры, ответственные за речь и движения пальцев, и они очень близки. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем эти области, отвечающие не только за формирование речи, но и повышаем успеваемость ребенка в школе, внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую активность.

Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать деятельность внутренних органов. Так, массируя пальцы, можно активизировать работу разных внутренних органов (безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой – голова).

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способствуют улучшению произношения многих звуков, а значит развитию речи.

Примерно так происходит развитие речи ребёнка. Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции.

Поэтому тренировку пальцев рук, то есть развитие мелкой моторики, следует начинать как можно раньше, особенно у детей с нарушениями речи.

Для разностороннего гармоничного развития двигательных функций руки и пальцев и тренировки руки в различных движениях, для быстрого развития мелкая моторика руки соблюдаем порядок – от простого к сложному. Недопустимо пропускать что-либо и прыгать через определенные виды упражнений, так как это может привести к негативу ребенка, который в настоящее время физиологически не в состоянии справиться с задачей. Все игры и упражнения проводятся только по желанию ребенка на положительном эмоциональном фоне, для достижения положительного результата. Каждое достижение ребенка по-нашему мнению должно быть оцененным, если ребенку постоянно требуется продолжение игры, необходимо попытаться привлечь его внимание к другим играм. Недопустимо переутомление ребенка в игре, что также может привести к негативу.

Сегодняшнюю нашу встречу я предлагаю вам провести в форме игрового тренинга с помощью которого хочу предложить вам ряд способов и приемов, которые могут помочь решить проблемы с речью с помощью развития мелкой моторики.

Но прежде чем начать и настроить вас на дальнейшую работу, предлагаю провести небольшую игру.

Разминка «Карандаши»

Материал: по 2 карандаша на каждую пару участников.

(Упражнение выполняется под медленную музыку. Родители стоят друг напротив друга на расстоянии 70-90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев.)

Задание: Не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад; сделать шаг вперед, назад; присесть, встать.

На столах перед каждым родителем разложены материалы для игровых упражнений.

Игра с бумагой
Предлагаю родителям взять лист бумаги и скомкать его в комок, как можно крепче. Затем расправить и разгладить лист. Играя дома с ребёнком, Вы можете предложить ему игры с этими комочками «Меткий стрелок» или «Попади в корзинку».

Перед родителями скомканный лист бумаги. Нужно, прижимая бумагу к столу большими пальцами обеих рук, разгладить остальными пальчиками лист так, чтобы ни один его край не остался загнутым. Затем сделать тоже самое одной рукой.

«Мы рисуем»

Предлагаю на тарелочке с манкой порисовать пальчиком правой руки (потом левой, затем двумя руками одновременно) – дождик, забор, волну, геом. фигуры, домик, солнышко… – Когда вы играете с ребёнком, то усложнить упражнение можно добавив элемент для развития логического мышления: Вы рисуете только половинку предмета, а ребёнок угадывает, что это за предмет и дорисовывает его.

Пальчиковый театр.

Предлагаю родителям показать с помощью пальчикового театра, отрывок из всей знакомой сказки «Колобок».

 Пальчиковые игры и упражнения

В своей работе с детьми я применяю различные виды игр для развития мелкой моторики рук детей: это и пальчиковые игры, игры с шишками или мячиком Су-Джок, а также различные штриховки, обводилки.

Вопрос родителям: знаете ли вы какие-нибудь пальчиковые игры, и как часто вы играете в них с ребенком дома? (обмен мнениями)

Пальчиковые игры – это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной. (Играем с родителями)

                         «Капуста»

                (говорить ритмично)

            Мы капусту рубим, рубим.

   (руками показываем, как мы рубим капусту)

           Мы морковку трем, трем

  (руками показываем, как мы трем морковку)

          Мы капусту солим, солим

(пальчики щепоткой – солим)

Мы капусту мнем, мнем

(руками «мнем» капусту)

Мячик «Су-Джок»

Кольцо надевается на палец и массирует область пальца до тех пор, пока она не станет красной и не создаст ощущение тепла. Эта процедура должна сочетаться с речевым сопровождением. Ладони и кончики пальцев следует массировать шариком до тех пор, пока они не станут теплыми. Это оказывает целебное действие на весь организм.

Делаем массаж с родителями под текст.

Я мячом круги катаю,

Взад – вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

          И другой рукой начну.

А сейчас я хочу познакомить вас с одним из нетрадиционных методов развития мелкой моторики. Это –криотерапия.

Криотерапия (от латинского «крио» – холод и «терапия» – лечение, воздействие). Криотерапияили контрастная терапия – одна из современных нетрадиционных методик, заключающаяся в использовании игр со льдом.

Эффект основан на переменном воздействии холода и тепла на нервные окончания пальцев. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Обычно игры со льдом очень нравятся детям, но иногда вызывают опасение у родителей.

            При использовании приемов криотерапии необходимо помнить и о противопоказаниях. С осторожностью применять криотерапию с длительно и часто болеющими детьми. Криотерапия противопоказана при повышенной индивидуальной чувствительности к процедуре (непереносимость холода).

Криотерапия проводится в три этапа.

Поэтому уважаемые родители, предлагаю Вам повторить этапы криотерапии на практике.

1 этап криоконтраст (попеременное воздействие холода и тепла)

Участникам раздаются льдинки. У каждого из Вас в руках есть льдинка, нам нужно перебирать ее в руках в течение 5-10 секунд (над тарелкой). Как вы понимаете, с детьми мы это время просто отсчитывать не можем, поэтому мы одновременно воспроизводим какой-либо стихотворный текст. Например: «Льдинку сильно посжимаю и ладошку поменяю» и т. д. Льдинки можно положить в тарелку, салфеткой вытереть руки.

Теперь нам нужно наши руки разогреть. Дети делают это на пластиковых бутылках с горячей водой или в тазу с теплой водой. Важно, чтобы емкость была такой формы и размера, чтобы кисть ребенка погрузилась полностью.

2 этап – пальчиковая гимнастика.

После трехразового криоконтраста проводят растяжки с каждым пальцем правой и левой руки. При этом большое внимание уделяют большому пальцу каждой из рук, т. к. данный элемент связан с зоной мышления головного мозга и его активизация напрямую влияет на мыслительную деятельность дошкольника. Затем проводится любая пальчиковая гимнастика. Пример которой уже был показан.

3 этап – развитие тактильной чувствительности – массаж руки с помощью шишек, шариков, щеток, поглаживание предметов разных фактур. Пример которой тоже уже был показан.

Еще можно поиграть в игру «Достань игрушку»

Лед высыпают в большую миску вместе с мелкими игрушками. Ребенок погружает руки в миску, захватывает кусочки льда, ищет спрятанные там игрушки в течении 5-10 секунд. Затем вытирают и разогревают руки.

Предлагаю родителям назвать, те предметы, которые они используют дома в играх с ребёнком, и обобщая ваши ответы расскажу о других играх, которые можно использовать дома для развития мелкой моторики пальцев рук. Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия и т. п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговки, бусинки, крупа и т. д.
– игры с прищепками;
-игры со счётными палочками;
-игры с пуговицами;
– игры с водой и пипеткой;

– игры с пинцетом, крупой и бусинками;
«Пальчиковый сухой бассейн с крупами» (манка, рис, фасоль, греча, горох).Сначала предлагаем ребёнку всё поочерёдно ощупать, купаете ручки, и постараться запомнить эти ощущения. Затем завязываете ребёнку глаза и даёте ему одну из ёмкостей с крупой пощупать. Ребёнок угадывает, что это за крупа. Гречка особенно полезна, у этой крупы острые края, необходимые для активации нервных окончаний пальцев.
«Волшебный сундучок» Предлагаем ребёнку на ощупь отгадать предметы, спрятанные в сундучке.

«Коврики» (застёгиваем пуговицы и завязываем узелки).

«Цветные резинки» Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями пальцев передвинуть резинку. Выполняется сначала одной потом другой рукой.

Тестопластика- это лепка из соленого теста. Из теста можно создавать фигурки животных или цветы, всё что угодно. Но главное – это тренировка мелкой моторики кистей рук при лепке поделок.

Пуговицы. Дети любят играть с мелкими предметами, например, пуговицами: перебирать их – вытаскивая из коробочки и складывая обратно, перетирать их между ладонями, выкладывать из пуговиц различные фигурки.

Бумажная пластика – это изготовление игрушек из мятой бумаги. Предлагаемая техника изготовления игрушек проста, не требует больших материальных затрат. Игрушки из мятой бумаги прекрасное упражнение для развития мелкой моторики рук.

Таким образом различные действия руками, используемые в нашей работе, способствуют стимуляции процесса речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки тесно связано с развитием речи и мышления. Развитие мелкой моторики также важно, потому что будущая жизнь ребенка требует точных, скоординированных движений рук и пальцев, необходимых для одевания, раздевания, рисования и лепки, а также для выполнения различных домашних и в дальнейшем учебных действий.

Вручаю каждому участнику памятки «Развитие мелкой моторики рук» и «Играем пальчиками и развиваем речь дома»

Рефлексия

Перед вами яблоня. Ее нужно украсить яблочками. Если вам понравилось наше мероприятие, вы получили новые знания, были активными участниками, украсьте яблоню красным яблочком. Если вам не понравилась наша встреча, вы считаете, что потеряли время, украсьте яблоню зеленым яблочком.

Звучит музыка, родители проводят оценку данного мероприятия.

Я благодарю Вас за оказанное внимание, надеюсь, что предложенная информация окажется для Вас полезной и, что данные рекомендации будут использоваться дома.

В заключение хочется пожелать вам крепкого здоровья, счастья, благополучия в семье, успехов и терпения. Пусть дети радуют вас!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post