Себякина И.В. Конспект фронтального логопедического занятия “Автоматизация звука “С”. Лексическая тема “Зима”

Коррекционно-образовательные задачи:

-Закреплять артикуляцию и  изолированное произношение звука «С»;

-формировать умение правильно произносить звук «С» в словах и предложениях;

– формировать умение согласовывать прилагательные с существительными

в роде, числе, падеже;                                

 – активизировать и расширять словарь детей по теме «Зима»;

– учить подбирать родственные слова;

– развивать навыки словообразования;

– совершенствовать  способность подбирать слова с заданным звуком.     

 Коррекционно-развивающие задачи:   

Развивать фонематический слух, фонетико-фонематическое восприятие, тонкую моторику рук и общую моторику, длительный и плавный выдох, зрительное внимание, логическое мышление,  память.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Формировать навыки  сотрудничества, взаимопонимания;

Формировать  мотивационную готовность к учебной деятельности;

Воспитывать любовь к природе.  

Оборудование:                                                                                         

Экран, проектор, ноутбук, презентация , снежинки, снежок, волшебная палочка.

Ход занятия.

Организационный момент

Логопед: Здравствуйте, ребята! Как хорошо, что к нам сегодня пришли гости.  Поприветствуйте их. Они  пришли посмотреть, как вы занимаетесь и чему вы научились.  Они приветливы и добры, а мы спокойны и сосредоточенны.

За окном прекрасное утро.

Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть  и красоту  этого утра. Сделайте глубокий вдох. Теперь выдохните. И ещё раз вдох  и выдох.

– Какое сейчас время года?

Дети: – Зима.

Логопед;

– Без чего в наших краях не бывает зимы?      

Дети: – Без снега, без сугробов, без сосулек, без снеговиков.

 Логопед:  Верно.  А из чего состоит снег?

Дети :  Из снежинок.

Логопед: Мы  снежинкики увидали

И мы с ними поиграем.

-Выпрямите спину, опустите плечи и, не надувая щёки, плавно подуйте на снежинки.

На ковре снег заискрился,

Язычок наш удивился .

(Дети садятся на стульчики и смотрят на экран)

Логопед: 

Наш весёлый язычок –

Он совсем не новичок.

Ты за ним понаблюдай

И всё так же выполняй.

Дети выполняют артикуляционные упражнения соответственно изображению на экране:

«Улыбка», «Заборчик», «Окошко», «Горочка».

 Логопед: Язычок съехал с горочки   с прохладным ветерком .

– Как ветерок звучит?  (С-с-с-)

Логопед:

При произношении звука (С) губы что делают?

Дети: растягиваются в улыбке.

Логопед:

Верно. А зубки сближены.

Язык вверху или внизу?

Дети: внизу.

Логопед:

Струйка воздуха тёплая или прохладная?

Дети; Прохладная ( рука для контроля у рта.)

Логопед:                                                                                 

А теперь приставьте ладонь к горлышку  и произносите звук (С). Наше горлышко молчит.

Значит, это звук какой – звонкий или глухой?

Дети: глухой

Логопед:        

-Гласный или согласный

Дети: согласный, потому что его нельзя петь.

Логопед:

– Твёрдый или мягкий?

Дети:  твёрдый.

Характеристика звука – обобщение логопеда:

Звук  [C] – согласный, глухой, твёрдый, свистящий.

А сейчас будьте внимательны и постарайтесь не пропустить звук (С)  среди других звуков.

Упражнение «Поймай звук» (Дети хлопают в ладоши, услышав звук (С)  в ряду звуков:  м-н-с-б-с-п… и слогов: ха-су-ап-ис-со…

Логопед:

Звук вы правильно поймали,

Ручки ваши заиграли.

Динамическая пауза – «Снежная пороша»

Ветер с ручками играет,

Снегом пальцы засыпает.

Сыплет снежная пороша,

Прямо в детские ладоши.

Логопед:

А теперь , ребятки, у меня для вас загадки

(Ответы появляются на экране)

На дворе горой

А в избе водой. (СНЕГ)

Скатерть бела, весь свет одела. (СНЕГ)

Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

А если солнце её припечёт,

Заплачет она и потечёт.   (СОСУЛЬКА)

Сели детки на карниз,

И растут всё время вниз. (СОСУЛЬКА)

Всё лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры-

Помчались с горы.  САНКИ)

Человек он не простой,

Появляется зимой.

А весною исчезает,

Потому что быстро тает.  (СНЕГОВИК)

Она, кружась, сверкает,

А в ладошке быстро тает.

Станет капелькой в руке,

Как слезинка на щеке. (СНЕЖИНКА)

Зимой на ветках яблоки?

Скорее собери!

Но вдруг вспорхнкули яблоки.

Ведь это (СНЕГИРИ)

Вился, вился белый рой.

Сел на землю – стал горой. (СУГРОБ)

Логопед:

С какого звука начинаются слова-отгадки? 

Дети:  со звука (С)    

Логопед:

На письме звук (С)  обозначается   какой буквой? 

 (символ буквы появляется на экране)

Эта буква светится

 Старым, ясным месяцем.

Давайте её  напишем  в воздухе  пальчиком,

Кистью руки изобразим.     

Повторите правильное название буквы  С.

На экране  снегопад.

Физкультминутка   «Наконец пришла зима»

Наконец пришла зима ( дети разводят руки в стороны),

Стали белыми дома (над головой складывают руки домиком).

Снег на улице идёт (двигают руками сверху вниз).

Дворник улицу метёт (имитируют).

Мы катаемся на санках  (приседают, руки вытягивают вперёд),

Пишем на катке круги (руки закладывают за спину, медленно кружатся),

Ловко бегаем на лыжах (имитируют)

И играем все в снежки (лепят и бросают снежки).

Логопед:

З има – очень красивое время года, и поэты любят сочинять про неё стихи.

С волшебной палочкой пройду,

В поэтов всех вас превращу.

Я буду читать стихотворение, а вы добавлять слова-рифмы, свяанные со словом «снег».

Тихо, тихо, как во сне,

Падает

на землю …(снег).

С неба всё скользят пушинки –

Серебристые …(снежинки).

На посёлки, на лужок

Всё снижается …(снежок).

Вот веселье для ребят –

Всё сильнее …(снегопад).

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в… (снежки).

Словно в белый пуховик

Нарядился …(снеговик).

Рядом снежная фигурка –

Это девочка…(снегурка).

На снегу – то, посмотри –

С красной грудкой … (снегири)

– Вы правильно подобради слова, связанные со словом «снег» . А как их можно назвать одним словом? 

Дети: родственные   

Логопед:

Какое слово из ваших ответов можно назвать сложным?      

Дети:Снегопад.

Логопед:

 Почему оно сложное?

Дети:

 – состоит из двух слов: «Снег» и «Падать».

Логопед:

Составьте сложные слова, объединив два простые:

«Снег» – «Ходит» (снегоход)

 «Снег» – «Катит» (Снегокат»)   (Появляются экране)  

Логопед:

 -А как называется машина, которая убирает снег?

Дети:

-Снегоуборочная.

Логопед:

-Из каких слов образовано это сложное слово?      

Дети:

-Снег, убирать

Логопед:

Да, снега  этой зимой так много, что даже снегоуборочные машины не всегда справляются.

Снежинок выпало несчётное количество. А у нас их намного меньше. Давайте их посчитаем.

(Раздаёт снежинки , дети по-одному называют их количество)

Логопед: Вот вам ещё одно задание:

Подберите подходящие по смыслу слова к слову  «снежный»,

«Снежная»:

«Снежное»    

-Со звуком (С) очень много забавных  чистоговорок .

Я вам давала домашнее задание: выучить чистоговорки Давайте их послушаем

 Везёт Санька Соньку на санках.

Санки – скок, Саньку – с ног,

Сонька – бух в сугроб!\

У Сони и Сани синие сани.

Сидел сугроб в лесу на пне

И грустно думал о весне:

-Весна наступит, а весной

Сугроб становится водой.

Сыплет, сыплет снег с небес.

Спит под снегом зимний лес.

Сонный сад в снегу стоит.

Сад под снегом тоже спит.

Снегопад, снегопад!

Доставайте снегокат.

И с высоких гор спускайтесь,

С удовольствием катайтесь!

Снег идёт всё воскресенье.

Взял с собою санки Сеня.

Снег исрится, серебрится,

Сеня с горки быстро мчится.

Две сосульки смотрят вниз,

Зацепились за карниз.

-Нам висеть, соседка, сколько?

– До весны осталось только.

Итог занятия.       

Логопед:

Вот и подошло наше занятие к концу.  

-О каком времени года мы сегодня говорили?

– Над каким звуком  работали?

Молодцы!

старались и успешно справились со всеми заданиями.

Мой, ребята, вам наказ:

Чтоб за язычком следили,

Всегда чисто говорили.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Себякина И.В. Наглядно-игровое пособие “Азбука эмоций”Себякина И.В. Наглядно-игровое пособие “Азбука эмоций”

Использование на фронтальных и индивидуальных занятиях специальных приёмов по активизации психических процессов, изучение и уточнение  эмоциональных состояний, доступных возрасту, ведение работы по расширению эмоциональной лексики с использованием  данного пособия  позволяет