Пояснительная записка
Название пособия «Потеряшка»
Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата.
Задачи:
- выработка качественных движений органов артикуляции
- формирование фонематического анализа и синтеза
- развитие фонематического слуха
- развитие мелкой моторики;
- формирование графомоторных навыков;
- улучшение зрительного гнозиса
- развитие воображения, творческого мышления.
Аудитория: дети от 5 до 8 лет
Материалы: распечатанное изображение предметов: маляр, качели, гриб, часы, шар, банка из-под варенья, барабан, хомяк, лопата, лошадь, окно, зубная щетка, слон, чашка.
Описание и правила пользования пособием.
Пособие представляет собой плоскостное распечатанное с двух сторон изображение предметов размером А5 (с одной стороны предмет у которого не хватает какой-либо одной части, а с другой все части предмета на месте.) Пособие за ламинированное для того, чтобы пользоваться им постоянно (нарисовал маркером, затем стер салфеткой и можно играть еще.). Углы по кроям пособия закруглены, чтобы обезопасить ребенка. Его можно использовать как в работе за столом, так и прикреплять на доску.
В этом пособии есть несколько вариантов игры.
Вариант 1.
Цель: выработка качественных движений органов артикуляции.
Инструкция: «У качелей потерялась цепь, что же нам делать?» Необходимо сделать упражнение «Качели», для того, чтобы цепочка появилась и после этого ребенку необходимо эту цепочку дорисовать маркёром. «У слона пропал хобот, что же нам нужно сделать?» Ребёнок выполняет упражнение «Хоботок» и дорисовывает недостающую часть- хобот.
У этого варианта есть два уровня сложности:
1 уровень простой:
Ребенок сравнивает два предмета и дорисовывает недостающие части, выполняет артикуляционное упражнение.
2 уровень сложный:
Ребенок должен сам определить, чего не хватает, дорисовать, сделать упражнение, а после сравнить.
Вариант 2.
Цель: выработка качественных движений органов артикуляции, определение количества слогов в слове.
Инструкция: ребенку необходимо дорисовать недостающую часть предмета сделать соответствующее изображению артикуляционное упражнение и определить сколько слогов в слове изображенного предмета, положив под изображение нужную цифру или написать эту цифру (если изображение прикреплено на доску). Если ребенок затрудняется можно использовать поезд с вагонами (количество окон в вагонах означает количество слогов в слове.)
Вариант 3.
Цель: выработка качественных движений органов артикуляции, определение количества звуков в слове. Составление звуковой схемы слова.
Инструкция: ребенку необходимо дорисовать недостающую часть предмета сделать соответствующее изображению артикуляционное упражнение и определить количество звуков в слове изображенного предмета, положив под изображение нужную цифру или написать эту цифру (если изображение прикреплено на доску). Предложить ребенку составить звуковую схему этого слова. (нарисовать ее и раскрасить или выложить с помощью звукового домика/дорожки.)
Вариант 4.
Цель: выработка качественных движений органов артикуляции, определение место звука в слове (начало/середина/конец). Определение, какой именно звук стоял в середине, начале, конце. Охарактеризовать определенный звук.
Инструкция: ребенку необходимо дорисовать недостающую часть предмета сделать соответствующее изображению артикуляционное упражнение и определить какой звук стоит в начале, середине или в конце, или определить место звука, например, «Л» в слове. Также можно попросить ребенка определить какой это звук (гласный-согласный, твердый-мягкий, звонкий-глухой).
Вариант 5.
Цель: выработка качественных движений органов артикуляции, составление слова из букв и нахождение подходящей картинки.
Инструкция: дать ребенку 2-3 изображения с недостающими частями, в которых он должен дорисовать недостающее, обязательно сделать соответствующее изображению артикуляционное упражнение. Затем выложить пред ним буквы в разном порядке (разрезная азбука), ребенок должен составить из них слово и найти подходящее изображение, которое зашифровано. Потом ребенка можно попросить написать это слово.
Ссылка на презентацию: http://cppisp.ru/wp-content/uploads/2022/04/Логопедическое-наглядно-игровое-пособие-ПОТЕРЯШКА.pptx