Степанова К.Д. Стили семейного воспитания

Ссылка на презентацию: http://cppisp.ru/wp-content/uploads/2023/04/Стили-воспитания.pptx

Воспитание детей это сложный и ответственный процесс. Как и для вас, нашей основной задачей является вырастить и воспитать достойного человека, чтобы ваши дети были окружены заботой, любовью, теплом.

В нашей деятельности основной задачей является необходимость психологического здоровья и комфорта детей.

Я вам расскажу о стилях воспитания детей. В каждом стиле есть свои плюсы и минусы. Предлагаю вам познакомиться с ними и для себя отметить, какой стиль воспитания преобладает в вашей семье. После родительского собрания, если у вас возникнут вопросы по стилям, буду рада с вами побеседовать отдельно на эту тему.

Стили семейного воспитания:

Гиперопека – повышенная забота и навязчивая опека и внимание к своему ребенку со стороны родителей. Это когда нормальная забота о ребенке превращается в чрезмерное волнение и постоянную боязнь за их судьбу.
Гиперопека выражается стремлением родителей:
1) окружать ребенка повышенным вниманием;
2) во всем защищать, даже если в этом и нет реальной необходимости;
3) сопровождать каждый его шаг;
4) предохранять от опасностей, которых нет;
5) беспокоиться по любому поводу и без повода;
6) удерживать детей около себя, “привязывать” к своему настроению и чувствам;
7) обязывать поступать определенным способом.
     Как правило, гиперопека, как неестественный, повышенный уровень заботы, нужна прежде всего не столько детям, сколько самим родителям, восполняя у них нереализованную и нередко — невротически заостренную потребность в привязанности и любви.
Замечена закономерность: дети, которые все получают “на блюдечке с голубой каемочкой”, в подростковом возрасте начинают бунтовать и конфликтовать с родителями. Протест против чрезмерной родительской опеки у человека, который стремится почувствовать себя взрослым,
может принимать самые разные формы: от холодной вежливости до агрессивного отпора.
     Посредством гиперопеки сделать ребенка несчастным значительно проще, чем осчастливить его. Это давно замечено в народе. Во многих странах существуют сказки про злую мачеху, которая нагружает падчерицу тяжелой работой, в то время как ее родная дочка ничего не делает. И в итоге выигрывает падчерица, которая выходит замуж за красивого и богатого человека, а неопрятная лентяйка оказывается никому не нужной.

Гипоопека же напротив, всегда считалась уделом социально неблагополучных семей, где родители ведут аморальный образ жизни и о своем ребенке вспоминают лишь изредка. Дети из таких семей вынуждены скитаться по улицам и рано или поздно попадают в приют.

Что такое гипоопека?

Гипоопека — эмоциональное отвержение ребенка своими родителями (в том числе скрытое), недостаток тепла, любви и заботы, предоставление ребенка самому себе, лишение его всяческой поддержки и помощи.

Формы гипоопеки

  • Такое отношение  характеризуется  неприятием ребенка. Это может объясняться тем, что  его появления на свет не хотели, или родился мальчик, когда мечтали о девочке. Или тем, что у родителей идет неприятие какого-либо качества ребенка, они ожидали от него другого поведения, умений, стремлений.
  • При неразвитом родительском инстинкте мать и/или отец не испытывают к ребенку любви. Сын или дочь служат помехой в осуществлении целей, усиленной самореализации. Детей пристраивают к бабушкам, как можно раньше отдают в детский сад. Мать не кормит малыша грудью. Личная жизнь, если она не устроена, превыше всего, о ребенке никто не думает. В школьные годы ребенок предоставлен сам себе или живет у родственников. Налицо гипоопека.
  • Постоянные нравоучения, воспитательные беседы, требования, наказания при эмоциональной холодности родителей, отсутствии ласки и тепла являются не редкой формой воспитания детей. И это тоже гипоопека. Не редки в таких семьях моральные унижения и физические наказания детей.
  • Другая же форма гипоопеки — полный бесконтрольный режим, отсутствие ограничений,  личной жизнью ребенка никто не интересуется, он предоставлен сам себе. Это случается, когда родители, например, разводятся и усиленно начинают устраивать свою личное счастье, свою жизнь. Или это преднамеренно выбранный воспитательный ход. Так некоторые родители, чаще отец, объясняют воспитание ими в ребенке самостоятельности, независимости.

Последствия гипоопеки

А последствия, которые несет гипоопека, весьма печальные. И, некоторые, на мой взгляд, даже «похлеще», чем последствия гиперопеки.

  • Для маленьких детей, не получающих должного внимания от своих родителей, характерно проявление непослушания. Они специально ломают игрушки, грубят, дерутся и т.п. Ведь их наверняка теперь накажут, а это, своего рода, тоже внимание. Другие детишки замыкаются в себе и придумывают мнимых друзей. Это проявляется так называемый «синдром Карлсона».
  • Не получая любви, заботы и полноценного общения, у ребенка начинается деформация личности, замедляется его психологическое и интеллектуальное развитие. Тормозится развитие речи. Постоянное чувство отверженности рождает равнодушие к окружающим, жестокости, приводит к серьезным нарушениям  в социальном и эмоциональном развитии. Познавательная активность ребенка гасится.

Сюда можно добавить психогенные нарушения: сосание пальца, грызение ногтей, периодическое заикание, энурез, нарушения      сна. Эти дети тревожны, замкнуты, имеют очень низкие адаптационные способности. Также у них часто проявляется синдром гиперактивности.

Контролирующий стиль семейного воспитания.

В процессе контролирующего стиля семейного воспитания формируется тревожный социально-психологический тип личности. Это способствуют причины:

  • Ребенок находится длительное время без родителей. Возможно он находился в лечебном учреждении, где к нему относились не так, как в семье. Ребенок мог при этом испытывать дискомфорт, перенести стрессовую ситуацию, жестокое обращение взрослыми. Ребенок может замкнуться, станет злым и агрессивным в ответ на уже испытанные им эмоции и чувства.
  • Сами родители воспитывались в семьях, в которых к детям относились достаточно жестоко, и они автоматически перенесли этот стиль воспитания в свою семью, со своими детьми.
  • В таких семьях свобода ребенка строго контролируется. Родители диктуют ребенку, что он должен надевать, с кем дружить, определяют его режим дня и т.д. Младшие школьники относятся к этому спокойно, а вот старшие школьники протестуют против такого отношения к себе.
  • Родители достаточно активно используют методы наказания. Это проявляется в командном тоне, криках, физических наказаниях. Некоторые родители объясняют такое поведение тем, что с ними их родители поступали точно также.В подобных семьях дети лишены родительской ласки, тепла, похвалы и поддержки.
  • Поскольку родители всегда недовльны поведение своего ребенка, дети растут неуверенными, не знают, где и как нужно себя вести.
  • У таких учащихся возникают проблемы в учебе. Они лишены самостоятельности. У них выскоий уровень тревожности.
  • У таких детей непросто складываются взаимотношения в коллективе. Они часто конфликтуют. Это влияют на их статус в коллективе и приводит к тому, что они становятся в классе изолированными детьми.

Состязательный стиль семейного воспитания.

При состязательном стиле семейного воспитания с раннего возраста родители ищут в действиях своего ребенка нечто выдающееся и необычное.

  • Родители постоянно сравнивают своего ребенка с другими детьми и очень страдают, если это сравнение не в его пользу.
  • Участие ребенка с раннего детства в различных кружках и секциях нередко приводит к проблемам, связанным с его здоровьем: хроническая усталость, болезни могут дать о себе знать.
  • В воспитательном воздействии на ребенка родители испльзуют как методы поощрения, так и методы наказания. Однако, если поведение ребенка идет вразрез с нормами, принятыми в семье, последующее наказание может быть не только суровым, но и жестоким.
  • Учащиеся такого типа могут, уже начиная с первого класса, учиться только на «отлично».
  • Такие ученики берутся за любые дела в классе, учавствуют в любых мероприятиях, лишь бы их заметили и оценили.
  • Эти дети могут быть чрезвычайно агрессивны, если результаты их деятельности будут оценены не по достоинству.
  • Очень любят командывать другими ребятами и испытывают глубокое удовольствие, если  кто-то попадает от них в зависимость.

Попустительский стиль семейного воспитания.

  • Родители с самого раннего возраста предоставляют ребенку полную бесконтрольную свободу действий. Взрослые в таких семьх очень часто заняты собой, своими делами, друзьями, своей работой. Их мало волнует душевное состояние их ребенка, они безразличны к его потребности и запросам. А иногда просто не считают нужным обращать на них внимание.
  • Непоследовательно и неумело родители используют методы наказания и поощрения. Они могут наказать и тут же поощрить его, лишь бы он только не расстраивался и при этом не мешал родителям. Главный метод воспитания в такой семье – кнут и пряник.
  • Родители постоянно демонстрируют ребенку образцы двуличного отношения с окружающими друзьями, соседями, родственнниками. В таких семьях при детях обсуждают других людей, а по мере взросления ребенка – вместе с ним. Дети рано постигают такую науку как выгоду, выгодные взаимоотношения и т.д.
  • Младшие школьники в детской среде при таком воспитании часто становятся «ябедами» «подалимами», «подлизами». Такие учащиеся любят похвастаться, не умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Дети обычно не любят ни умственный, ни физический труд.
  • Такие дети могут проявлять самооуверенность, граничащую с хамством. Это начинает происходить в младшем школьном возрасте, но ярко проявляется в старшем школьном возрасте.
  • В характере таких детей проявляется такое качество, как умение обещать, но не выполнять свои обещания.
  • Такие дети как правило не требовательны к себе, но требовательны к окружающим.
  • Учащиеся плохо воспринимают критику в свой адрес, при этом в их бедах всегда кто-то виноват.
  • Если такому ребенку что-то выгодно, то будет целеустремленным и будет идти до конца намеченной цели.

Сочувствующий стиль семейного воспитания.

  • Условием формирования такого стиля является отсутствие материального достатка в семье, плохие бытовые условия, отсутствии духовной близости членов семьи, отсутствие одного из родителей.
  • В таких семьях ребенок предоставлен сам себе.
  • Это приводит к тому, что ребенок рано включается во взрослую жизнь и трудовую деятельность, активно помогая родителям.
  • Такие дети очень жалеют родителей за то, что им приходится много и активно работать.  Ребенок сильно замыкается на семье и семейных проблемах.
  • В коллективе не любит рассказывать о себе и о своей семье.
  • Дети достаточно быстро взрослеют, видят и понимают все трудности в семье.
  • Дети чрезвычайно наблюдательны, у них богатый внутренний мир. Они уделяют много внимания наблюдению за своими сверстниками и взрослыми, что формирует у них организованность и ответственность.
  • В урочной деятельности это помогает им серьезно и подолгу сосредоточенно работать, не требуя при этом много внимания к себе со стороны педагога.

Гармоничный стиль семейного воспитания.

  • При гармоничном стиле воспитания ребенок является желанным, и родители задолго до его рождения размышляют над теплой и дружественной атмосфере.
  • Ребенок рождается, воспитывается и растет в теплой и дружественной обстановке.
  • Уже в начальной школе дети проявляют чуткость к своим сверстникам и внимательное отношение к просьбам взрослых людей.
  • Такие дети умеют верно дружить, в общении с друзьями всегда откровенны и правдивы, открыто делятся своими проблемами, не скрывают своих истинных чувств и желаний.
  • Учеба таких ребят характеризуется высокой исполнительностью и ответственностью.
  • У таких учащихся рано появляется чувство самоконтроля и волевые качества.
  • Этим ученикам свойственные: уравновешенность, непримиримость к недостаткам и безобразным поступкам других людей, правдивость, искренность и вежливость, самокритичность и настойчивость в достижении цели.
  • Такие учащиеся отличаются послушанием и уступчивостью, ответственностью и самоконтролем.

Рассудительный стиль семейного воспитания.

  • Родители с самого раннего детства предоставляют ребенку полную свободу действий, дают ему возможность приобретать личный опыт путем собственных проб и ошибок.
  • У детей и родителей складываются теплые и добрые взаимоотношения.
  • Ребенок вместе со взрослыми решает семейные проблемы.
  • Дети с раннего детства привыкают уважительно относиться к старшему поколению своей семьи, потому что так поступают родители.
  • Если в такой семье ребенок совершает проступок, родители не спешат его наказывать. Ребенку дается время самому, осознать и подумать над своим поступком.
  • Дети в таких семьях вырастают любознательными и активными.

Предупредительный стиль семейного воспитания.

  • Предупредительный стиль воспитания обусловлен некоторыми причинами: одной из причин может болезненность ребенка с раннего детства, а второй – особенности характера родителей.
  • В результате того, что ребенок часто болел или болеет, родители становятся чрезвычайно мнительными и болезненно реагируют на любое проявления его нездоровья.
  • С раннего детства родители стараются оградить свое дитя от каких бы то ни было наказаний со своей стороны.
  • В таких семьях удовлетворяется  любая прихоть ребенка.
  • Родители делают все возможное и даже невозможное для своего ребенка, чтобы он не испытывал никаких трудностей, особенно если они сами в своей жизни их испытывали.
  • У таких детей возникают проблемы с учебной деятельностью. Связанные с несамостоятельностью данного ребенка.
  • В общении со сверстниками такие учащиеся зачастую безразличны, любят сплетничать и могут предать своего товарища, если им это выгодно.

Любите своих детей, помогайте им. Это самое дорогое что у вас есть!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Щербакова О.В. Логопедическое наглядно-игровое пособие “Потеряшка”Щербакова О.В. Логопедическое наглядно-игровое пособие “Потеряшка”

Пояснительная записка Название пособия «Потеряшка» Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата. Задачи: выработка качественных движений органов артикуляции формирование фонематического анализа и синтеза развитие фонематического слуха развитие мелкой моторики;

Себякина И.В. Конспект фронтального логопедического занятия “Автоматизация звука “С”. Лексическая тема “Зима”Себякина И.В. Конспект фронтального логопедического занятия “Автоматизация звука “С”. Лексическая тема “Зима”

Коррекционно-образовательные задачи: -Закреплять артикуляцию и  изолированное произношение звука «С»; -формировать умение правильно произносить звук «С» в словах и предложениях; – формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже;