Тема. Дифференциация звуков [т]-[к]. Буква Т.
Цель. Закрепить навык переключения артикуляционных органов из одного положения (звук [т]) в другое (звук [к]).
Задачи.
- Коррекционно-развивающие.
– Корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объёма внимания).
– Формировать и развивать связную устную речь на основе простых предложений: Это коты. Вот коты. А также, используя простые стихотворения.
– Формировать, обогащать, развивать лексический строй речи, уточнять значения слов, развивать лексическую системность.
– Развивать связную письменную речь, используя буквы из кассы букв.
– Развивать психофизиологические механизмы, лежащие в основе устной речи: физиологическое дыхание, речевое дыхание, голос, артикуляционную моторику, чувство ритма, слуховое восприятие, фонематическую систему.
– Корригировать нарушения звукослоговой структуры слова.
– Формировать просодические компоненты речи.
– Корригировать и развивать зрительное внимание и восприятие.
– Корригировать и развивать слуховое внимание и восприятие.
– Корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук.
2. Образовательные.
– Формировать представление о предложении, умение самостоятельно составить предложение из предложенных букв.
– Уточнить представление о границах предложения.
– Дифференцировать звуки [т]-[к] и букву Т.
– Учить пользоваться обучающими пособиями.
– Тренировать в чтении открытых слогов с согласной Т.
3. Воспитательные.
– Воспитывать интерес к занятиям.
– Воспитывать навыки самоконтроля, усидчивость, самостоятельность.
4. Здоровьесберегающие.
– Планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости обучающегося.
– Следить за правильной посадкой обучающегося.
– Способствовать созданию благоприятного психологического климата.
– Соблюдать режим охраны зрения.
– Чередовать статические и динамические задания.
Оборудование.
– Карточки с «кнопочками» красного и зелёного цветов для произношения слогов со звуками [т]-[к].
– Альбом по развитию речи для самых маленьких. Авторы С.В.Батяева, Е.В.Савостьянова.
– Книга по исправлению недостатков речи. Автор Нелюбова З.Г.
– Карандаши.
– Распечатанные задания на развитие графомоторных навыков, развитие зрительного внимания, оптико-пространственные задания, на развитие буквенного гнозиса.
– Касса букв и картинка с изображением котов.
– Картинки для попевок и аудиозапись к попевкам Т.Н.Новиковой-Иванцовой.
Ход занятия.
- Оргмомент. Комплексная разминка.
-Начнём занятие с разминки.
1. Упражнение «Ракета» (дыхательное).
Сделаем глубокий вдох через нос, руки медленно поднимаем через стороны вверх, ладони сводим вместе, плотно прижимаем друг к другу, поднимаемся на носки, тянемся вверх, задерживаем дыхание.
Медленный глубокий выдох со звуком А, руки в такт выдоху опускаем вниз через стороны.
- «Улыбка» – согнутые в локтях руки перед грудью ладонями вперёд, губы и зубы сомкнуты.
Растягиваем разомкнутые губы, одновременно разводим руки в стороны и тянем долго звук И.
- «Трубочка» – одновременно с длительным и протяжным произнесением звука У(вытянуть губы вперёд трубочкой) соединить ладони перед грудью, а локти развести в стороны.
- «Качели» – движения языка вверх-вниз. Руки при этом также движутся вверх-вниз.
- «Лошадка» – цокаем языком, одновременно сжимаем и разжимаем кулаки. Руки согнуты в локтях перед грудью.
- «Болтушка» – руки согнуты в локтях перед грудью, пальцы быстро двигаются вверх-вниз с одновременным движением языка. Рот широко открыт.
- Игра «Хлоп – топ». На звуке Т – хлопнуть в ладоши, на звуке К – топнуть ногой.
- Основная часть.
1.Нейроигра на переключение органов артикуляции «Кнопочки» – дифференциация [т]-[к].
– Сядем за стол. Будем нажимать на «кнопочки» правой рукой всеми пальцами по очереди, начиная с большого. Произносим «ТА». Идём обратно, начиная с мизинца, говорим «АТ». То же самое сделаем и левой рукой. Теперь усложняем: на розовые кнопочки нажимаем говорим «ТА», на зелёной ударяем кулачком, говорим «КА». Идём обратно, слоги меняются на
«АТ» и «АК». (Используются два варианта дорожек с усложнениями).
2.Чтение открытых слогов с буквой Т.
– Сейчас мы почитаем слоги.
3.Составление из букв кассы предложений. Прочтение их.
Показываю картинку с котами.
– Кто это? (Это коты.) Давай соберём предложение из букв. (Выкладывает предложение. Я напоминаю, что начало мы пишем с заглавной буквы. В конце предложения ставим точку.)
– Давай заменим слово «Это» на «Вот». Какое предложение получится? Вот коты. Соберём такое предложение. (Выкладывает. Заменяет слово «Это» на «Вот»)
4.Проговаривание коротких стихотворений.
– Вспомним стихи, которые мы учили.
1) Это мак,
Это кот,
Это мяч,
Это сок,
Это ты,
Это я,
Это мама моя.
2)Вот бычок: «Му-му-му».
Надо кашу дать быку.
«Ма-мо-му, ма-мо-мы».
Надо дать быку воды.
5.Развитие графомоторных навыков.
– Польём цветы. От лейки по дорожке проведём карандашом до цветочков линии.
6.Развитие зрительного внимания (корректурные пробы с символами).
– Найди и обведи точно такую фигуру, как в образце. Работай по строчкам слева направо.
7.Пальчиковая гимнастика. Раз, два, три, четыре, жили мыши на квартире
• Раз (хлопок в ладоши).
• Два (левая рука — перед лицом, ладонь смотрит вправо; правая рука зажата в кулак, упирающийся в ладонь левой руки; локоть правой руки на уровне плеча).
• Три (хлопок в ладоши).
• Четыре (правая рука — перед лицом, ладонь смотрит влево; левая рука зажата в кулак, упирающийся в ладонь правой руки; локоть левой руки на уровне плеча).
• Жили (хлопок в ладоши).
• Мыши (кулачок правой руки упирается в ладонь левой).
• На (хлопок в ладоши).
• Квартире (кулачок левой руки упирается в ладонь правой).
• Чай пили (кисти обеих рук соединены боковыми сторонами, собраны в чашечку).
• Чашки били (ладони резко расходятся в разные стороны, лицевая сторона смотрит вниз).
• По-турецки говорили (руки скрещиваются до локтя плавными, волнообразными движениями кистей).
• Чаби (соприкасаются подушечки больших и указательных пальцев обеих рук один раз).
• Чиляби (встречаются подушечки больших и средних пальцев один раз).
• Чиляби (встречаются подушечки больших и безымянных пальцев один раз).
• Чаби-чаби (встречаются подушечки больших пальцев и мизинцев обеих кистей рук два раза).
Примечание. Движения руками выполнять в достаточном напряжении. Во время соединения подушечек пальцев четко проговаривать слова «чаби-чиляби, чиляби-чаби-чаби».
8.Оптико-пространственные задания. Предметы в пространстве.
– Раскрась морские звёзды по заданию. Приготовь карандаши: синий, красный, жёлтый, зелёный, оранжевый. В центре находится жёлтая звезда. Она слева от красной звезды. Справа от красной находится синяя звезда. Оранжевая звезда – между жёлтой и зелёной.
9.Буквенный гнозис.
– Найди и обведи в кружок все правильно написанные буквы Э. Заглавные и строчные.
10.Попевки.
– А сейчас мы вспомним песенки про корову и лошадку.
1) –Вот корова. Му-му-му.
– У беседки. Му-му-му.
– Щиплет травку. Му-му-му.
– На лужайке. Му-му-му.
2) – Вот лошадка. И-го-го.
– Скачет быстро. И-го-го.
– По дорожке. И-го-го.
– Прямо к морю. И-го-го.
11.Развитие мелкой моторики. Завязывание шнурка на дидактической игрушке «башмачок».
– Вспомним, как мы завязываем узелок.
12.Рефлексия.
– Давай раскрасим солнышко красным цветом, если на занятии у тебя всё хорошо получалось или жёлтым, если что-то получилось не так.