Алексеева Ю.В. Конспект логопедического занятия с обучающимся с РАС в 1 дополнительном классе (2 год обучения) АООП 8.3 (надомное обучение)

Тема. Дифференциация звуков [т]-[к]. Буква Т.

Цель. Закрепить навык переключения артикуляционных органов из одного положения (звук [т]) в другое (звук [к]).

Задачи.

  1. Коррекционно-развивающие.

Корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объёма внимания).

Формировать и развивать связную устную речь на основе простых предложений: Это коты. Вот коты. А также, используя простые стихотворения.

Формировать, обогащать, развивать лексический строй речи, уточнять значения слов, развивать лексическую системность.

Развивать связную письменную речь, используя буквы из кассы букв.

Развивать психофизиологические механизмы, лежащие в основе устной речи: физиологическое дыхание, речевое дыхание, голос, артикуляционную моторику, чувство ритма, слуховое восприятие, фонематическую систему.

Корригировать нарушения звукослоговой структуры слова.

Формировать просодические компоненты речи.

Корригировать и развивать зрительное внимание и восприятие.

Корригировать и развивать слуховое внимание и восприятие.

Корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук.

       2. Образовательные.

          – Формировать представление о предложении, умение самостоятельно         составить предложение из предложенных букв.

          – Уточнить представление о границах предложения.

          – Дифференцировать звуки [т]-[к] и букву Т.

          – Учить пользоваться обучающими пособиями.

          – Тренировать в чтении открытых слогов с согласной Т.

       3. Воспитательные.

          – Воспитывать интерес к занятиям.

          – Воспитывать навыки самоконтроля, усидчивость, самостоятельность.

      4. Здоровьесберегающие.

          – Планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости обучающегося.

          – Следить за правильной посадкой обучающегося.

          – Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

          – Соблюдать режим охраны зрения.

          – Чередовать статические и динамические задания.

Оборудование.

– Карточки с «кнопочками» красного и зелёного цветов для произношения слогов со звуками [т]-[к].

– Альбом по развитию речи для самых маленьких. Авторы С.В.Батяева, Е.В.Савостьянова.

– Книга по исправлению недостатков речи. Автор Нелюбова З.Г.

– Карандаши.

– Распечатанные задания на развитие графомоторных навыков, развитие зрительного внимания, оптико-пространственные задания, на развитие буквенного гнозиса.

– Касса букв и картинка с изображением котов.

– Картинки для попевок и аудиозапись к попевкам Т.Н.Новиковой-Иванцовой.

                                            Ход занятия.

  1. Оргмомент. Комплексная разминка.

-Начнём занятие с разминки.

  1. Упражнение «Ракета» (дыхательное).

Сделаем глубокий вдох через нос, руки медленно поднимаем через стороны вверх, ладони сводим вместе, плотно прижимаем друг к другу, поднимаемся на носки, тянемся вверх, задерживаем дыхание.

  Медленный глубокий выдох со звуком А, руки в такт выдоху опускаем вниз через стороны.

  • «Улыбка» – согнутые в локтях руки перед грудью ладонями вперёд, губы и зубы сомкнуты.

Растягиваем разомкнутые губы, одновременно разводим руки в стороны и тянем долго звук И.

  • «Трубочка» – одновременно с длительным и протяжным произнесением звука У(вытянуть губы вперёд трубочкой) соединить ладони перед грудью, а локти развести в стороны.
  • «Качели» – движения языка вверх-вниз. Руки при этом также движутся вверх-вниз.
  • «Лошадка» – цокаем языком, одновременно сжимаем и разжимаем кулаки. Руки согнуты в локтях перед грудью.
  • «Болтушка» – руки согнуты в локтях перед грудью, пальцы быстро двигаются вверх-вниз с одновременным движением языка. Рот широко открыт.
  • Игра «Хлоп – топ». На звуке Т – хлопнуть в ладоши, на звуке К – топнуть ногой.
  • Основная часть.

1.Нейроигра на переключение органов артикуляции «Кнопочки» – дифференциация [т]-[к].

   – Сядем за стол. Будем нажимать на «кнопочки» правой рукой всеми пальцами по очереди, начиная с большого. Произносим «ТА». Идём обратно, начиная с мизинца, говорим «АТ». То же самое сделаем и левой рукой. Теперь усложняем: на розовые кнопочки нажимаем говорим «ТА», на зелёной ударяем кулачком, говорим «КА». Идём обратно, слоги меняются на

«АТ» и «АК». (Используются два варианта дорожек с усложнениями).

2.Чтение открытых слогов с буквой Т.

– Сейчас мы почитаем слоги.

3.Составление из букв кассы предложений. Прочтение их.

Показываю картинку с котами.

– Кто это? (Это коты.) Давай соберём предложение из букв. (Выкладывает предложение. Я напоминаю, что начало мы пишем с заглавной буквы. В конце предложения ставим точку.)

– Давай заменим слово «Это» на «Вот». Какое предложение получится? Вот коты. Соберём такое предложение. (Выкладывает. Заменяет слово «Это» на «Вот»)

4.Проговаривание коротких стихотворений.

– Вспомним стихи, которые мы учили.

1) Это мак,

    Это кот,

    Это мяч,

    Это сок,

    Это ты,

    Это я,

    Это мама моя.

2)Вот бычок: «Му-му-му».

   Надо кашу дать быку.

   «Ма-мо-му, ма-мо-мы».

   Надо дать быку воды.

5.Развитие графомоторных навыков.

– Польём цветы. От лейки по дорожке проведём карандашом до цветочков линии.

6.Развитие зрительного внимания (корректурные пробы с символами).

– Найди и обведи точно такую фигуру, как в образце. Работай по строчкам слева направо.

7.Пальчиковая гимнастика. Раз, два, три, четыре, жили мыши на квартире 

• Раз (хлопок в ладоши).

• Два (левая рука — перед лицом, ладонь смотрит вправо;  правая рука зажата в кулак, упирающийся в ла­донь левой руки; локоть правой руки на уровне плеча).

• Три (хлопок в ладоши).

• Четыре (правая   рука   —   перед лицом,  ладонь  смотрит влево; левая рука зажата в кулак, упирающийся в ладонь   правой   руки;   локоть   левой руки на уровне плеча).

• Жили (хлопок в ладоши).

• Мыши (кулачок правой руки упирается в ладонь левой).

• На (хлопок в ладоши).

• Квартире (кулачок   левой   руки упирается в ладонь правой).

• Чай    пили (кисти    обеих    рук соединены боковыми  сторонами,  со­браны в чашечку).

• Чашки били (ладони резко расхо­дятся    в    разные    стороны,    лицевая сторона смотрит вниз).

• По-турецки говорили (руки скрещиваются до локтя плавными, волнообразными движениями кистей).

• Чаби (соприкасаются   подушечки больших и указательных пальцев обеих рук один раз).

• Чиляби (встречаются   подушечки больших и средних пальцев один раз).

• Чиляби (встречаются   подушечки больших и безымянных пальцев один раз).

• Чаби-чаби (встречаются подушеч­ки больших пальцев и мизинцев обеих кистей рук два раза).

Примечание. Движения руками вы­полнять в достаточном напряжении. Во время соединения подушечек пальцев четко проговаривать слова «чаби-чиляби, чиляби-чаби-чаби».

Пальчиковая гимнастика

8.Оптико-пространственные задания. Предметы в пространстве.

– Раскрась морские звёзды по заданию. Приготовь карандаши:  синий, красный, жёлтый, зелёный, оранжевый. В центре находится жёлтая звезда. Она слева от красной звезды. Справа от красной находится синяя звезда. Оранжевая звезда – между жёлтой и зелёной.

9.Буквенный гнозис.

– Найди и обведи в кружок все правильно написанные буквы Э. Заглавные и строчные.

10.Попевки.

– А сейчас мы вспомним песенки про корову и лошадку.

1) –Вот корова.               Му-му-му.

 – У беседки.                  Му-му-му.

– Щиплет травку.          Му-му-му.

– На лужайке.                Му-му-му.

2) – Вот лошадка.         И-го-го.

    – Скачет быстро.       И-го-го.

    – По дорожке.            И-го-го.

    – Прямо к морю.       И-го-го.

11.Развитие мелкой моторики. Завязывание шнурка на дидактической игрушке «башмачок».

– Вспомним, как мы завязываем узелок.

12.Рефлексия.

– Давай раскрасим солнышко красным цветом, если на занятии у тебя всё хорошо получалось или жёлтым, если что-то получилось не так.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Себякина И.В. Наглядно-игровое пособие “Азбука эмоций”Себякина И.В. Наглядно-игровое пособие “Азбука эмоций”

Использование на фронтальных и индивидуальных занятиях специальных приёмов по активизации психических процессов, изучение и уточнение  эмоциональных состояний, доступных возрасту, ведение работы по расширению эмоциональной лексики с использованием  данного пособия  позволяет

Щербакова О.В. Родительское собрание на тему: “Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики”Щербакова О.В. Родительское собрание на тему: “Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики”

Ссылка на презентацию: http://cppisp.ru/wp-content/uploads/2023/05/Развитие-речи-детей-посредством-мелкой-моторики.pptx Пояснительная записка. Цель: сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики в развитии речи детей. Задачи:  1.Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей.2.Показать родителям важность