Цель: автоматизация звука [ш] в словах, предложениях, связной речи.
Задачи:
Коррекционно – образовательные цели:
- Совершенствовать грамматический строй речи:
- образовывать уменьшительной формы существительных;
- употреблять притяжательных прилагательных, согласование притяжательных прилагательных с существительным в роде, числе.
- упражнять в подборе прилагательных к существительным.
- Обучать элементам грамоты:
- формировать навык звукового анализа слова.
- Связная речь:
- Обучать пересказывать сказку-связку с помощью мнемосхемы.
Коррекционно – развивающие цели:
- Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительное восприятие.
- Развивать логическое мышление, умение выражать свои мысли, делать умозаключения.
Коррекционно – воспитательные цели:
- Формировать навыки коммуникативного общения, умение работать и играть сообща с педагогом.
Здоровьесберегающие цели:
- Планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка.
- Соблюдать правильную посадку ребенка при работе с компьютером.
- Чередовать статические и динамические задания.
Оборудование: игрушка лягушонок; игровое поле (карта для квест-игры); мультимедийные игры: «Большой-маленький», «Подарки друзьям»; дощечки для моста (предметные картинки, в названиях которых звук [ш] в начале слова, в середине и конце),
сюрприз (игрушка – лягушонок).
Техническое оснащение: интерактивный стол, флешка с играми.
Организационный момент | |||
Деятельность педагога | Деятельность детей | Примечание | |
Ребёнок заходит в логопедический кабинет. Логопед: Лера, здравствуй. Сегодня тебя кто-то приглашает в путешествие. А кто это – узнаем, когда ты отгадаешь загадку. Слушай внимательно: На болоте проживает, Ловит мух и комаров. Любит квакать он и прыгать. Ты назвать его готова? Логопед: Молодец, Лера! Ты правильно отгадала загадку. Это лягушонок. | Ребёнок здоровается, слушает загадку, даёт свой ответ. | Загадка о лягушонке. | |
Основная часть | |||
Логопед: Смотри, он пришёл к нам в гости (показ игрушки лягушонка). Давай с ним познакомимся! Лягушонка зовут Паша (показ игрушки лягушонка). Игра «Чей? Чьё? Чьи?» Цель: закрепить употребление притяжательных прилагательных, согласование притяжательных прилагательных с существительным в роде, числе. Логопед: посмотри, Лера, у нашего лягушонка всё лягушачье: лягушачьи лапки. Продолжай… (лягушачьи глаза, лягушачий рот, лягушачья спина, лягушачье брюшко, лягушачья голова). Лягушонок хочет с тобой поиграть и сделать артикуляционную гимнастику. Артикуляционная гимнастика. Упражнение «Улыбка» Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны. Улыбаться широко очень просто и легко: Как лягушка, тянем к ушкам губы. Улыбаемся. Получается отлично! Молодец, стараешься! Лягушонку с ранних лет добывать себе обед Приходилось самому. Было нелегко ему. Пищу сам он добывал, очень рано он вставал. И под кочкой у листочка язычок свой разминал: Чтоб комариков достать, должен он подвижным стать. Упражнение «Блинчик» Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий передний край языка положить на нижнюю губу. Повторить его зарядку мы сумеем по порядку. Пя-пя-пя, пя-пя-пя. Язык – лопатка у тебя! На лопатку и на блинчик наш язык сейчас похож, Он послушен и прилежен и поэтому хорош! Упражнение «Иголочка» Рот открыт. Узкий язык высунуть изо рта. Расслабляться надоело! Напряжемся до предела! Язычок теперь –«иголка», хоть и острый, но не колкий! А теперь без сожаленья чередуем упражнения: «Блинчик»-острая «иголка» -расслабленье-напряженье. Упражнение «Часики» Рот открыт. Кончиком языка касаться поочередно то одного, то другого угла рта. «Часики» – тик-так, тик-так!» Постарайся, сделай так: Язык – «иголка», улыбнись, губ уголков «иглой» коснись. Словно маятник язык: Тик-тик! Тик-тик! Упражнение «Чистим зубки» Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка водить по верхним зубам, затем по нижним. Лягушонок чистит зубки ежедневно, каждый день! Чистить зубки лягушонку ну совсем совсем не лень! Упражнение «Качели» Рот открыт. Широкий кончик языка поднимать к верхней губе, затем опускать к нижней. Лягушонок чуть схитрил, закричал что было сил: «Эй, комарики, качели! На качели, на качели! Я качели сделал вам, покачаю вас я сам! Упражнение «Чашечка» Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края и кончик языка поднять к небу, среднюю часть спинки языка опустить, прогнуть книзу. На язык комарик сел, а взлететь он не сумел! Прямо в «чашечку» поймался, в «чашечке» он и остался. Упражнение «Болтушка» Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад. Лягушонок очень мил, сам себя он похвалил: «Бл-бл-бл!» Сам комариков ловил! Бл-бл-бл, бл-бл-бл! У меня хватило сил! Упражнение «Вкусное варенье» Рот открыт. Губы в улыбке. Широкимкончиком языка облизать верхнюю губу. Облизнулся с наслажденьем: «Мой обед вкусней варенья!» Вот конец стихотворенья-занимайся каждый день. Если прочь прогонишь лень, сытым будешь каждый день! | Ребёнок выполняет задание. Ребенок выполняет артикуляционную гимнастику. | Игрушка лягушонка. | |
Логопед: Лягушонок Паша приготовил для тебя сюрприз, находится он в его домике, на болоте. Посмотри, какую карту с собой принес лягушонок для того, чтобы мы не заблудились и верно нашли дорогу к его домику. Расскажи, что нарисовано на карте? А что бы мы не намочили ножки, наш путь пройдет по кочкам, и на каждой кочке лягушонок приготовил для тебя интересное задание. Отправляемся в путь? Ребёнок: Да. Логопед: Лягушонок Паша жил. Комаров да мух ловил. Лужа высохла, и вот он отправился в поход. По дорожке, по лужочку, Через ямку, через кочку. Наконец остановился, На болоте очутился. На первой кочке нас встречает Пашина мама – лягушка Даша. Паша маленький и предметы у него маленькие, а мама Даша большая – предметы у нее большие. Интерактивная игра «Большой-маленький» (см. Приложение 1) Цель: согласование прилагательных с существительными, образование уменьшительно-ласкательных форм существительных. Автоматизация звука [ш]. Логопед: Молодец, Лера, справилась с первым заданием. Отправляемся дальше в путь. Вот и вторая кочка. Интерактивная игра «Подарки друзьям» (см. Приложение 2) Цель: образование притяжательных прилагательных; согласование притяжательных прилагательных с существительными. Автоматизация звука [ш]. Зрительная гимнастика «Ловим мушку» (см. Приложение 3) Логопед: Лягушонок Паша и его друзья любят заниматься физкультурой. Они приглашают тебя сделать с ним лягушачью зарядку. Динамическая пауза «Лягушата» (см. Приложение 4) Лягушата малыши Все зарядку делают. Полуприсядь и покачивания направо и налево (на лице улыбка, руки с растопыренными пальчиками на одной линии с лицом) На болоте как большие Прыгают и бегают. Прыжки, бег на месте Ладошки звонко хлопают, Хлопать в ладоши А лапки громко топают. Топать ногами Логопед: Пора в путь. Вот и третья кочка. Посмотрим, какое задание подготовил нам Лягушонок Паша? Подошли мы к речке, а тут только опоры для моста, а самого моста нет, только «дощечки» с картинками лежат. Давай разберем эти «дощечки» и построим из них мост. А разложим их так: слева положим те картинки, в названии которых звук [ш] в начале слова, в центре – если звук в середине, а справа те картинки, в названии которых звук в конце слова. Игра «Построим мостик» Цель: продолжать учить определять место звука [ш] в словах (в начале, середине, конце); умение подбирать слова-определения к заданному слову, используя предметные картинки. (см. Приложение 5) Логопед: Молодец, Лера! Справилась и с этим трудным заданием! Задание: А теперь называй каждую картинку на «дощечке» и к каждой картинке подбирай слово-признак: машина (какая?), петушок (какой?) и т. д. Логопед: Молодец, Лера! Мост получился прочный и крепкий. Отправляемся дальше в путь. Вот и четвёртая кочка. У этой кочки есть название «Сказка». Здесь тебе лягушонок Паша предлагает рассказать сказку про него самого с помощью картинок-схем. Сказка-связка «Лягушонок Паша» (см. Приложение 6 ) Цель: автоматизация звука [ш] в связной речи, обучение ребёнка пересказыванию сказки с помощью мнемосхемы. Логопед: Вот мы и дошли до домика лягушонка. Давай посмотрим, какой сюрприз он тебе приготовил? Да это же игрушечный лягушонок! Теперь у тебя будет свой лягушонок. | Ребёнок рассматривает карту, рассказывает, что изображено на нём (болото, камыши, кочки, домик лягушонка). Ребёнок садится у компьютера, играет с педагогом в игру «Большой-маленький» Ребёнок вместе с педагогом играет в игру «Подарки друзьям» Ребёнок выполняет инструкции логопеда. Ребёнок выполняет движения, соответствующие тексту. Ребёнок выполняет задание логопеда. Ребёнок совместно с логопедом рассказывает сказку «Лягушонок Паша». | Игрушка лягушонка, игровое поле (карта для квест – игры) презентация интерактивная игра «Большой-маленький» (см. Приложение 1) презентация интерактивная игра «Подарки друзьям» (см. Приложение 2) Зрительная гимнастика «Ловим мошку» (см. Приложение 3) Динамическая пауза «Лягушата» (см. Приложение 4) «Опоры» для моста, (дощечки) предметные картинки, в названиях которых звук [ш] в начале слова, в середине и конце. (см. Приложение 5) Сказка-связка «Лягушонок Паша» (см. Приложение 6) Игрушка лягушонок. | |
Заключительная часть | |||
Логопед: Наше путешествие подошло к концу. Давай вспомним, какие слова со звуком [ш] встретились во время нашего путешествия. Назови их. Молодец, Лера, ты правильно произносила звук [ш]. Тебе понравилось путешествие с лягушонком Пашей? Что было трудно? Какие игры запомнились, понравились? | Ребёнок вспоминает и произносит слова со звуком [ш], отвечает на вопросы педагога. | ||